Науке здесь не место
Научно-исследовательская работа в Прибайкальском национальном парке под угрозой. Необычный новогодний подарок от руководства – уведомления об увольнении по сокращению штата – получили в конце декабря несколько научных сотрудников ПНП, подписавших обращение к президенту страны с просьбой о срочной помощи в решении проблем особо охраняемых территорий (ООПТ) России. По мнению заместителя директора национального парка по научной работе Виталия Рябцева, причиной ре-прессий стало несогласие сотрудников с политикой Минприроды РФ и действиями нынешнего директора Прибайкальского национального парка Олега Апанасика.
Виталий Рябцев, заместитель директора Прибайкальского национального парка по науке, кандидат биологических наук, признанный коллегами исследователь, не одно десятилетие изучающий уникальную природу региона, держит в руках уведомление о предстоящем увольнении «в целях оптимизации хозяйственной деятельности и структуры штатного расписания». Документ вступит в силу 5 марта. Из двенадцати сотрудников ПНП, говорит Рябцев, подписавших в апреле обращение к президенту, к 1 января наступившего года под давлением руководства парка трое уволились «по собственному желанию», один отказался от своей подписи, четверо попали под сокращение (однако старшему госинспектору Еланцинского лесничества Гончарову в ноябре удалось восстановиться в должности через суд). «Двое временно недоступны для директорских «инициатив»: зам по общим вопросам Майковский после инфаркта находится на больничном, научная сотрудница Мазайкина ушла в декретный отпуск», – сообщает Виталий Рябцев. Приказ №428 по существу ликвидировал научный отдел национального парка: из почти 150 сотрудников ПНП лишь четверо занимались наукой, теперь останется один. Таким образом, на научно-исследовательской работе ПНП, планах и проектах можно поставить крест, подчёркивает Рябцев. Между тем по Закону об ООПТ национальные парки являются не только природоохранными, но и научно-исследовательскими учреждениями.
Увольнение опытных специалистов, давно работающих в национальном парке, означает, что прекратятся многолетние наблюдения, не будут реализованы многолетние проекты по сохранению биоразнообразия. «Мы постоянно будируем проблемы, стоящие перед парком, и в обществе, и перед начальством, – горько замечает Рябцев. – Когда нас не станет, у директора не будет проблем – животные же сами жаловаться не могут». Проблемы Прибайкальского национального парка гораздо острее, чем у других ООПТ, уверен учёный: застройка, захват берегов, пожары, развитие массового туризма и его разнообразные последствия.
В открытом письме президенту сотрудники национального парка просили помощи в решении проблем особо охраняемых природных территорий и подчёркивали, что деятельность нынешнего руководства Министерства природных ресурсов РФ и назначаемых им директоров ООТП ведёт к разрушению заповедной системы. За неполные три года заменили ряд директоров, в том числе глав Прибайкальского национального парка, Байкало-Ленского заповедника, Баргузинского заповедника, Забайкальского парка.
Это территории, которые представляют самый большой интерес для бизнеса, считает Виталий Рябцев, в дальних «медвежьих углах» пока остались прежние директора. Администрация президента, в свою очередь, «в целях обеспечения конституционного права на обращения в государственные органы» переадресовала письмо чиновникам Минприроды, от которых сотрудники парка просили защиты.
По словам Рябцева, несмотря на давление со стороны директора, которое началось с того момента, как он получил из Москвы открытое письмо с подписями своих подчинённых, второе открытое коллективное обращение к главе государства в декабре 2011 года подписали девять сотрудников, в том числе пять старших госинспекторов, руководящих лесничествами ПНП. Их позицию разделяет большинство работников лесничеств, уверен замдиректора по науке.
Сотрудники национального парка считают недопустимым работать под руководством директора, в отношении которого возбуждено уголовное дело по коррупционной статье. Напомним, в сентябре 2010 года Олег Апанасик и заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологии Министерства природных ресурсов РФ Михаил Травкин были задержаны в Иволгинском районе Бурятии в момент получения ими взятки. В качестве меры пресечения для Травкина суд избрал подписку о невыезде, Апанасик был отпущен под залог, сообщили «Конкуренту» в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Республике Бурятия. Следователи направляли ходатайства об отстранении обвиняемых от занимаемых должностей, уточнил представитель управления, и Михаил Травкин лишился своей позиции. Что касается директора Прибайкальского национального парка, суд постановил, что Апанасик не имеет возможности оказать давление на ход следствия, поэтому может продолжать руководить федеральным государственным учреждением. В настоящее время Олег Апанасик обвиняется в пособничестве при получении взятки. Ему предъявлены обвинения по пунктам «в», «г» части 4 статьи 290 УК РФ и части 5 статьи 33 УК РФ. По словам представителя СУ СК РФ по Республике Бурятия, следствие продлено до 29 января.
Михаилу Травкину инкриминировали получение взятки в размере 1 млн. рублей, которую ему передал и.о. директора ФГУ «Забайкальский нацио-нальный парк» Александр Бекетов при посредничестве Олега Апанасика, сообщает информагентство «Байкал-Daily». Деньги были получены от подрядчиков строительства административного здания в Забайкальском нацпарке, которым в случае отказа грозили перекрыть федеральное финансирование строительства объекта.
В Минприроды участие директора ПНП в коррупционном скандале, как следует из официального ответа министерства на письмо сотрудников парка, не посчитали препятствием для продолжения работы, поскольку «предъявленное обвинение не связано с функционированием возглавляемого национального парка».
В письме президенту говорится также о 38 административных нарушениях, допущенных «при действии (бездействии) директора национального парка», выявленных в августе минувшего года в ПНП проверкой Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу. В частности, в прошлом году администрация парка искажала информацию о лесных пожарах: уменьшалась их площадь, лесная площадь указывалась как нелесная, крупный пожар регистрировался как несколько отдельных пожаров, не попадающих в такую категорию. «Противоречит законам и здравому смыслу размещение турбазы «Улыбка» во дворе и помещения конторы Островного лесничества ПНП», – говорится в открытом письме. Кроме того, согласно письму, директор нацпарка в последние годы заключал договоры, экономически невыгодные ПНП. Собственные доходы парка упали с 3,4 млн. рублей в 2008 году до почти 1,9 млн. рублей в 2010 году.
Договор с ООО «Ангарский исток» (турбаза на 61 км Байкальского тракта), заключённый в 2010 году, у подписавших письмо вызывает вопросы: в соответствии с ним на частную компанию возлагаются обязанности по охране объектов животного мира, учёту численности охотничьих животных на площади более 8 тыс. гектаров в Листвянском лесничестве ПНП, причём эта деятельность является «благотворительной». По словам Виталия Рябцева, предположительно эта территория может использоваться для незаконной охоты.
Действия директора национального парка, аккуратно перечисленные на нескольких страницах, можно охарактеризовать по меньшей мере как сомнительные. Узнать его точку зрения на происходящее не удалось: по словам подчинённых, Олег Апанасик находится в командировке. Телефон его приёмной не отвечал, мобильный – выключен.
Обращаясь к президенту, сотрудники используют более серьёзные характеристики: «Мы считаем, что Олег Апанасик продолжает работать директором ПНП только благодаря наличию мощных коррупционных связей […] Мы считаем ситуацию нетерпимой и просим вас разрушить коррупционные цепочки, связывающие МПР и ООПТ». Сама система, в которой одна и та же структура заведует охраной и эксплуатацией природных ресурсов, порочна, считают учёные. «Во всём мире только две страны, где такая ситуация, – мы и Гондурас», – говорит Рябцев.
Впрочем, второе обращение «несогласных» из Прибайкальского национального парка из администрации президента также отправлено в Минприроды РФ, как и первое.
Научное сообщество региона бьёт тревогу. Замдиректора по научной работе Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН Леонид Корытный сообщил, что передал документы о ситуации в ПНП председателю Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал академику Михаилу Кузьмину. «Мы пока не приняли решения, но надо что-то делать, – говорит Корытный. – Парк является федеральной структурой, поэтому повлиять на ситуацию на областном уровне сложно. Однако мы намерены привлекать внимание к этой проблеме».
Сокращение научного отдела, по словам заместителя директора Института географии СО РАН, – «полнейшее безобразие»: «Уволили компетентных людей, при том что в парке огромное множество проблем и их надо решать на должной научной основе». По мнению эксперта, сокращение научной части – прямой путь к уничтожению парка.