издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Учебный минимум

Создаётся общероссийская система оценки качества образования

  • Автор: Ирина ЗЫРЯНОВА

В Федеральной службе по контролю и надзору в сфере образования состоялось совещание региональных контрольных служб, вошедших в пилотный проект в рамках федеральной целевой программы развития образования до 2015 года. В разработке общероссийской модели оценки качества принимают участие 16 субъектов РФ. Представителям Иркутской области было предоставлено право ознакомить участников совещания с наработанными технологиями, формами контроля качества на региональном уровне. О том, какая этому предшествовала работа в самом регионе, в беседе с нашим корреспондентом рассказал руководитель областной службы по контролю и надзору в сфере образования Александр Костин.

– Целевая программа развития образования до 2015 года имеет несколько направлений: модернизация общего и профессионального образования, совершенствование технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие вариативных форм предоставления услуг в дошкольном образовании. Один из стратегических разделов программы – создание общероссийской системы оценки качества образования – тоже имеет две составляющие. Это оценка качества образования в целом и контроль  качества. Как раз в части контроля Иркутская область вошла в несколько федеральных проектов по созданию модели контроля оценки качества на разных уровнях образования. 

Сейчас подводятся итоги и обрабатываются материалы использования инструментария по оценке результатов обучения детей в начальной школе. В лицеях, гимназиях,  общеобразовательных школах специалисты службы изучали достижения учащихся по разным предметам. Мониторинговые исследования осуществляются на всех ступенях обучения и обеспечивают управление образованием с соблюдением принципа преемственности образовательных программ на этапах обучения, помогают понять возможные причины неуспешности учеников. При оценке качества важно рассматривать конкретные, индивидуальные достижения каждого ребёнка. 

В нашем регионе на протяжении пяти лет проводятся исследования в виде мониторинга учебных достижений учащихся начиная с начальной школы и завершая средним профессиональным образованием. Сегодня можно говорить о создании базы данных индивидуальных достижений обучающихся. В целом накопительная система данных по отдельному образовательному учреждению и его учащимся позволяет давать объективную оценку учреждению при аккредитации и контроле качества образования.

Также Иркутская область вошла в проект оценки качества начального, среднего и высшего профессионального образования. На сегодня эксперты службы по контролю чаще сталкиваются с такими нарушениями в сфере начального и среднего профессионального образования, как устаревшая или недостаточная материально-техническая база для производственного обучения и проведения лабораторно-практических работ; отсутствие системы внутреннего мониторинга качества образования в учреждениях.

– Сегодня об оценке качества образования говорят много. Но участники образовательного процесса в это понятие вкладывают разный смысл. Есть ли универсальное определение?

– Все службы Рособрнадзора пришли к единому мнению о том, что контроль оценки качества –  интегрированный показатель, который складывается из нескольких составляющих: результатов единого госэкзамена после окончания школы и единой государственной аттестации после 

9-го класса; результатов контроля качества образования и  мониторинга качества, который осуществляется на трёх уровнях – региональном, муниципальном и каждого образовательного учреждения. Также  должны учитываться условия образовательного процесса,  кадровый потенциал педагогических работников, наличие информационно-методического и учебно-методического обеспечения. И, конечно, всё должно соответствовать федеральным и государственным стандартам. 

Сейчас на уровне начального, среднего и высшего профессионального образования утверждены  стандарты, которые так и называются – «федеральные государственные стандарты по подготовке специалистов». Это третье поколение стандартов. Но у нас есть учащиеся, студенты профессиональных учреждений, которые поступали учиться, когда работали так называемые стандарты  второго поколения. Этих учащихся переводить на новые стандарты нецелесообразно. Они должны завершить цикл освоения своих программ. Так же и в общем образовании. Если смотреть стандарты начальной, основной школы, они утверждены. Третья ступень, то есть старшие классы, находится на рассмотрении общественного совета по стандартам. Всё это учитывается при оценке качества. 

– В связи с новыми полномочиями и участием в федеральных проектах  объём работы у службы по контролю и надзору кратно увеличился. Как можно при увеличении количества сохранить качество работы?

– Новый подход в государственном контроле качества образования включает привлечение профессионалов из учреждений разного уровня системы образования в качестве общественных экспертов к оценке качества результатов учащихся при реализации образовательных программ. На базе Иркутского института повышения квалификации проходит обучение экспертов – работающих специалистов системы образования региона. Так, в ноябре 2011 года служба по контролю и надзору аккредитовала привлечённых общественных экспертов. Сегодня, после сдачи квалификационных экзаменов, они начали работать в комиссиях по проверке  образовательных учреждений по двум направлениям: государственный надзор за исполнением законодательства и государственный контроль качества образования. 

Участие в нескольких федеральных проектах для службы не стало неожиданностью. Последние два года мы целенаправленно работали над повышением профессионального уровня сотрудников: они стажировались в Москве на базах Федерального института развития образования, Федерального института педагогических измерений, центров  Высшей школы экономики, международных центров при Академии народного хозяйства, в государственной службе при президенте Российской Федерации. Служба готова к текущей работе, выполнению новых полномочий. А в декабре 2011 года наши специалисты приступили к разработке модели оценки контроля качества учреждений дополнительного образования детей. То есть создаётся единая система оценки контроля качества, независимо от уровня образования. Единство в подходах и применении общего инструментария для объективности оценки учебных достижений поможет достигнуть  главной цели модернизации образования – дать каждому ребёнку минимальную базу знаний, сформировать умения, навыки, чтобы он был социально успешным и мог продолжать обучение на следующей ступени образования. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры