издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Вы здесь рисуете подписи, я правильно понимаю?»

Подписи, собираемые в поддержку Дмитрия Мезенцева, стали первым громким политическим событием президентской кампании. В выходные, когда страна ещё не очнулась от празднеств, на YouTube появился ролик с названием: «Эксклюзив! В здании МИИТ рисуют подписи за Мезенцева». Съёмку сделали активист движения «Демократический выбор» Игорь Драндин и журналист «Эха Москвы» Алина Гребнева. Произведённый эффект был настолько сильным, что самому Дмитрию Мезенцеву пришлось публично заявить, что никакого сбора подписей не происходило, имела место «тренировка волонтёров».

Игорь Драндин назвал всё происходившее «спецоперацией Демвыбора». В своём ЖЖ он сообщил, что некие «внедрённые информаторы» сообщили ему и корреспонденту «Эха Москвы», что по улице Образцова, д. 9, стр. 1, в гуманитарном корпусе МИИТ «рисуют подписи» в поддержку Дмитрия Мезенцева. МИИТ – Московский госуниверситет путей сообщения, а Мезенцев, как известно, был выдвинут в президенты профсоюзом железнодорожников. «Мы вместе с корреспондентом «Эха Москвы» ворвались в одну из аудиторий и сняли всё, что там происходит, – пишет Драндин. – Получилось круто! Жулики явно не ждали такого развития событий. В итоге фальсификаторы были вынуждены вытолкать нас силой».

Драндин уточняет, что никто из присутствовавших не смог объяснить, что происходило в аудиториях. Съёмка появилась на YouTube,  затем на «Эхе».  В ролике общественники и журналисты входят в аудиторию, наполненную людьми, один из них берёт со стола заполненный подписной лист и спрашивает: «Товарищи! Добрый день, друзья! А что вы тут делаете? Средства массовой информации. Вы здесь рисуете подписи, я правильно понимаю?» На что ему отвечают: «Нет». – «А что вы сейчас делаете? Откуда у вас паспортные базы?» Сидящие в аудитории предпочитают отмалчиваться, кто-то продолжает писать, сверяясь с распечатанными листами с некими списками. «Наверное, какая-то база данных», – предполагает снимающий. Среди пришедших – молодые и пожилые люди. Некоторые начинают закрывать лица руками и бумагой, другие переворачивают заполняемые листы, как только к ним подходит оператор. Многие возмущаются: «Какое право вы вообще имеете снимать людей?» Другие грозят: «Вы в курсе, что на вас вот вся эта толпа может в суд подать?»

На учебной доске мелом написан образец заполнения подписного листа. «Вы понимаете, что подделка подписей – это уголовное преступление?» – задаёт вопрос  Драндин, и в ответ слышит бурное возмущение. Один из участников действа, предъявив «корочку» охранной службы, поясняет, что в аудитории идут «учебные занятия», но по какому предмету, говорить категорически отказывается. В итоге гостей выталкивают из аудитории под слова охранницы: «Мы просто дежурим, а что здесь происходит, не ваше и не наше дело». Стоит заметить, что ни один из подписных листов на видео не представлен так чётко, чтобы можно было разглядеть, в поддержку какого кандидата собираются подписи. Однако Игорь Драндин утверждает, что это был Мезенцев.  По появившимся позже заявлениям в прессе, на подписных листах не было личных подписей людей и даты заполнения, так что юридически нарушения не было.  Хотя снимавшие утверждают, что листы в Москве заполнялись, к примеру, за жителей Тамбовской области.  

Реакция интернет-аудитории на этот ролик была настолько сильной, что Дмитрию Мезенцеву пришлось лично вмешаться. Он заявил, что его предвыборный штаб на работу ещё не вышел. «На территории МИИТ по просьбе профсоюзных активистов железнодорожников были организованы тренировочные занятия волонтёров и инструкторов по сбору подписей, – сообщил газете «Ведомости» Дмитрий Мезенцев. –  Всё остальное – предположения и вымыслы». В отделе по связям с общественностью МИИТ «Конкуренту» заявили, что «дело политически острое», поэтому необходим официальный запрос на имя ректора.  Однако судьбу запроса на следующий день уточнить не смогли. «У нас 120 тысяч студентов, ничего быстро не делается. Наверное, ректор прочитал ваш за-

прос, а может, не прочитал», – беспечно заявили в МИИТ. «Судя по тому, что я видела в СМИ, всё происходившее очень похоже на тренировочное занятие для собирающих подписи, – считает член ЦИК Татьяна Воронова. – Поскольку юридические требования к оформлению подписных листов очень жёсткие, любой нормальный штаб такие тренировки проводит. Если бы это было документально подтверждённое нарушение, в Центризбиркоме железно лежала бы жалоба. Но такой жалобы у нас нет».

Всем кандидатам, не представляющим парламентские партии, необходимо до 18 января представить в Центризбирком по 2 млн. подписей. Владимир Путин, Сергей Миронов, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов от утомительной беготни с листами освобождены. Подписями из известных фигур занимаются Дмитрий Мезенцев, Григорий Явлинский, Михаил Прохоров.  В общественной приёмной Михаила Прохорова в Иркутске держат в секрете количество собранных за олигарха подписей. «Информацию о количестве подписей, которые необходимо собрать в области, я тоже озвучить не могу, хотя могу сказать, что задачу центрального штаба наша область выполнила. Подписи собираем до сих пор, люди активны, вот сейчас у меня три человека в приёмной сидят», – заявил глава общественной приёмной Евгений Селедцов (напомним, именно он руководил исполкомом ИРО «Правого дела» и вышел из партии вслед за Михаилом Прохоровым). Как сообщил «Конкуренту» заместитель председателя «Молодёжного «Яблока» Артём Цыдынжапов, сторонники Явлинского собрали в Иркутской области уже 10 тысяч подписей. Региону предложили набрать 20 тысяч, но «яблочники» реально оценивают и постпраздничную ситуацию, и усталость людей от выборов. «Но будем стремиться к этой цифре», – говорит Артём. «Мы решили не проводить обучающих семинаров для волонтёров. Какой смысл всех собирать в одной аудитории и чему-то учить? – рассуждает он. – Всё настолько просто, что одной беседы с волонтёром достаточно». 

Связаться с представителями штаба Дмитрия Мезенцева не удалось.  В пресс-службе правительства Иркутской области сообщили, что они в предвыборной кампании не заняты, а штаб, вероятно, находится на базе ВСЖД, филиала РЖД. Однако в профкоме ВСЖД, где была организована инициативная группа граждан, выдвинувшая Дмитрия Мезенцева, рассказали, что на этом участие профкома в кампании закончилось и там нет никакого штаба. «Я действительно являюсь представителем инициативной группы, выдвинувшей Дмитрия Мезенецева, – сообщила «Конкуренту» начальник сектора по работе с органами власти управления ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» Лариса Максимова. – Однако дальнейшей работой в избирательном штабе наша инициативная группа не занимается».

Тем временем «Яблоко» повезёт свои подписи в федеральный штаб уже 14 января, остальные  чуть позже.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры