«Отличились все»
Вручены награды сотрудникам Иркутской электросетевой компании, ликвидировавшим последствия апрельского снежного шторма. Торжественная церемония, приуроченная ко Дню энергетика, состоялась 20 декабря. В списке награждённых, с учётом руководителей компаний-подрядчиков, значатся 53 имени: кто-то получил корпоративные дипломы, кто-то – благодарности Минэнерго и Почётные грамоты МЧС России, кто-то – нагрудные знаки «Участник ликвидации последствий ЧС». А электромонтёр по ремонту воздушных линий электропередачи Центральных электрических сетей Андрей Петроченко был представлен к государственной награде – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
«Наверное, нашей сетевой компании в большей степени не везёт, чем везёт», – так начал «краткий экскурс в историю» генеральный директор ОАО «Иркутская электросетевая компания» Борис Каратаев, первым вышедший на сцену в «Байкал Бизнес Центре». Действительно, погодные условия, с которыми пришлось столкнуться 29 апреля нынешнего года, иначе как экстраординарными не назовёшь – это признают как метеорологи, представители ГУ МЧС России по Иркутской области и регионального правительства, так и рядовые сотрудники ИЭСК, работавшие непосредственно «в поле». Только в Иркутске за ночь выпала месячная норма осадков, снег шёл большую часть дня, и в том же Присаянье высота снежного покрова достигала 50–70 см. Без промышленного энергоснабжения оказались 217 населённых пунктов, только в ночь с 28 на 29 апреля произошли аварии на 315 линиях электропередачи, в том числе на двух ЛЭП напряжением 220 кВ, 28 подстанциях 35/10-6 кВ и 1290 трансформаторных подстанциях 6/0,4 кВ. Значительная часть сетей при этом была труднодоступна: просёлочные дороги вблизи небольших поселений стали непроходимыми.
На уровне лучших армейских частей
Тем не менее ликвидировать последствия разгула стихии удалось весьма оперативно. Заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Хиценко по уровню организации и слаженности работы сравнил сетевую компанию с лучшими армейскими подразделениями. Действительно, благодаря действиям ИЭСК и компаний-подрядчиков электроснабжение большинства населённых пунктов, оказавшихся под ударом стихии, восстановили уже 3 мая, а свет в оставшихся отдалённых таёжных посёлках, находящихся в Присаянье, появился три дня спустя.
«Я думаю, отличились все, но, как правило, есть особо отличившиеся», – добавил Николай Хиценко. Таковых набралось 53 человека. Причём если корпоративные награды получили в основном руководители ранга директора филиала или главного инженера, то нагрудные знаки «Участнику ликвидации последствий ЧС», благодарности Министерства энергетики и почётные грамоты МЧС России получили по большей части монтёры, водители и диспетчеры. Кроме того, благодарственные письма губернатора вручили руководителям семи подрядных организаций: ООО «Иркутск-сетьэлектрострой», ООО «Энергия М», ЗАО «Иркутскэнергоремонт», ОАО «Электросетьстрой», ООО «Пусконаладочное предприятие «Вектор-А», ООО «Иркутская электротехническая компания» и ООО «Усолье ВСЭМкабель». А электромонтёра по ремонту воздушных линий электропередачи из Центральных электрических сетей Андрея Петроченко представили к медали ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Правда, саму государственную награду, первую в жизни, на церемонии ему не вручили.
«У нас нет понятия «конец рабочего дня»
«Такого катаклизма на нашем веку не было ни разу», – единогласно соглашаются все награждённые, с которыми удалось переговорить корреспонденту «Сибирского энергетика». При этом многие работали и во время урагана 2004 года, когда была повреждена ЛЭП напряжением 500 кВ. Но тогда дело было в июле, а в нынешнем году ведение работ помимо шквального ветра осложняли снег и лёд, намерзавший на проводах. И это при том, что многие опоры ЛЭП в том же Усольском районе сильно изношены: они эксплуатируются по 50 лет и на них влияют химические уносы промышленных предприятий. Монтёры и в обычных-то условиях забираются на них с опаской, не говоря уже о том, чтобы производить ремонт во время шторма.
«Работать было крайне тяжело: снег, дождь, гололёд на самих опорах, – вспоминает Андрей Петроченко. – Поднимаешься исключительно на руках – ноги соскальзывают, – а наверху ветер такой, что тебя попросту прижимает к уголку. И это на высоте примерно в 35 метров». При этом работа началась с самого раннего утра: Андрея Альбертовича разбудили в половину четвёртого. И потом весь день он вместе со своими коллегами устранял повреждения на линиях напряжением 110 кВ: ремонтировал грозозащитные тросы, провода, шлейфы и многое другое. Причём стоило закончить работу на одном участке, как тут же приходилось отправляться на другой. В таком режиме прошло почти двое суток, ремонтная бригада уезжала с места работ только для того, чтобы поесть и переодеться.
Коллега Петроченко из Центральных электрических сетей, водитель Виктор Буглак (получивший нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС»), добавляет, что у тех, кто ремонтирует сети, «нет такого понятия «конец рабочего дня» – есть только момент завершения работы». 29 апреля для него лично он наступил ближе к полуночи. При том что начался приблизительно в половину восьмого утра. «Уже где-то в половину десятого я стоял в сугробе на полпути к Тельме», – вспоминает Буглак. А всего через два часа он был на другом участке, помогал доставать увязший в болоте трактор К-700. «Я вам могу показать снимки, на которых машина сначала стоит по борта в снегу, а всего лишь через два часа на том же самом месте – в грязи», – с этими словами он тянется к сотовому телефону. Если учесть, что речь идёт о трёхосном полноприводном «КамАЗе» с «таданой» – краном-манипулятором Tadano, – можно представить, в каких условиях приходилось работать.
Диспетчерам, руководившим ремонтными бригадами, на первый взгляд, пришлось несколько легче. Если отбросить тот факт, что в одну только оперативно-диспетчерскую службу Южных электрических сетей за то время, что в Иркутске ликвидировали последствия шторма, поступило 24 тыс. телефонных звонков. «Мы же сразу не располагаем всей полнотой информации, мы сначала собираем сведения о том, где произошли отключения, кто остался без света, потом ждём, пока бригада проедет и обнаружит место порыва, – рассказывает руководитель службы Юрий Перелыгин. – Все они стекаются в диспетчерскую группу – по сути, целый аналитический отдел, – и её руководство принимает решение, кого и куда нужно отправить, где требуется дополнительный оперативный персонал». И решать эти задачи приходится непрерывно, едва ли не круглые сутки: например, руководитель диспетчерской группы по Правобережному округу Юрий Деряков пришёл на работу 29 апреля в шесть часов утра, а ушёл в час ночи уже 30 апреля. «На следующий день мы все явились на работу в семь утра», – вспоминает он. И так работали до тех пор, пока всем потребителям не дали свет.
«Вы знаете, тяжело не было, скорее, был какой-то выброс адреналина, – заключает Буглак. – Ты чувствуешь, что люди ждут, когда ты закончишь. А некоторые тебя кормят или помогают валить повреждённые опоры и строгать новые. Поэтому и работать очень приятно».