издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Две трети «Малого юга»

В октябре 2011 года завершился второй этап масштабного проекта «Малый юг»: в Ангарске была построена магистраль, позволяющая перераспределить тепловую нагрузку между ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10. Тепло- трассу, законсервированную в 2008 году, достраивали два года. Трубопровод обошёлся ОАО «Иркутскэнерго» в 1,2 млрд. рублей, ещё 500 млн. рублей ушло на первый этап «Малого юга» – реконструкцию системы теплоснабжения Ленинского района Иркутска. О реализации третьей части проекта – строительстве магистрали между Ангарском и областным центром – говорить ещё рано, но уже известно, что она обойдётся примерно в 3 млрд. рублей.

Специалисты уже много лет обращают внимание на тот факт, что в Иркутске действует только один крупный энергоисточник – Ново-Иркутская ТЭЦ, мощностей которой, если бы промышленность и жилищное строительство развивались докризисными темпами, было бы недостаточно. По расчётам Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, энергодефицит в городе мог наступить уже в конце 2010 года. «Иркутскэнерго» в этой ситуации решило сыграть на опережение: в ноябре 2007 года совет директоров компании дал «добро» на реализацию проекта «Малый юг», который предусматривал объединение систем теплоснабжения Иркутска и Ангарска. Идея была довольно проста: подать тепло с ТЭЦ-10 в областной центр, передав при этом часть нагрузки в городе нефтехимиков на ТЭЦ-9. Сам проект решили реализовать в три этапа: сначала изменить схему теплоснабжения в Ленинском районе Иркутска, закрыв при этом две электрические котельные, затем перераспределить нагрузки между двумя станциями в Ангарске и в завершение построить тепломагистраль между двумя городами. 

«Побочный» экологический эффект

Запуск магистрали № 6 позволил перераспределить тепловую нагрузку между ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10 в Ангарске

В иркутском микрорайоне Ново-Ленино работы начались уже в 2008 году. Сначала там построили трёхкилометровый трубопровод, запуск которого позволил закрыть электрокотельную «Бытовая» и передать нагрузку с неё на котельную Северного промышленного узла (КСПУ). Затем был расширен участок теплотрассы между КСПУ и котельной «Ново-Ленино», закрытой впоследствии. Работы по реализации первого этапа «Малого юга» были завершены в 2010 году, накануне отопительного сезона. Как сообщил директор по капитальному ремонту и строительству «Иркутскэнерго» Валерий Юшманов, за счёт них удалось высвободить 72 МВт электрической мощности и вывести электрические котельные в резерв. 

На первом этапе «Малого юга» удалось добиться ещё одного «побочного эффекта» – снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. На первый взгляд, это кажется абсурдным, ведь, казалось бы, для выработки тепла на электрической котельной не сжигается уголь, при горении выделяющий СО2. На самом деле это совсем не так: котельная работает за счёт электричества, выработанного на ТЭЦ, для генерации которого сжигается твёрдое топливо, вдобавок часть электроэнергии, прежде чем использоваться для генерации тепла на электрокотельной, теряется в процессе передачи. Происходит, говоря языком специалистов, двойная 

трансформация тепла, в силу которой на выработку тепловой энергии на электрическом теплоисточнике уходит в три раза больше топлива, чем при её генерации в угольных котлах. Так что закрытие «Бытовой» и «Ново-Ленино» только за 2008–2012 годы дало снижение выбросов продуктов горения угля в атмосферу на 1,133 млн. тонн. И здесь очень кстати оказался механизм торговли квотами на эмиссию парниковых газов, заложенный в Киотском протоколе. Дело в том, что Россия находится в числе стран, которые могут продавать их тем, кто превысил установленный лимит на выбросы. Любая отечественная компания, которая реализует проекты, связанные со снижением выбросов, может участвовать в торговле после отбора, который проводят эксперты Сбербанка, имеющего статус оператора углеродных единиц. «Иркутскэнерго» уже стало победителем в первом конкурсе проектов совместного осуществления в рамках шестой статьи Киотского протокола, который он проводил в 2010 году, а в сентябре 2011 года выставило на третий конкурс проект «Оптимизация работы тепловых сетей микрорайона Ново-Ленино города Иркутска» – первый этап «Малого юга». 

Магистраль №6

В то время, когда его только начали реализовывать, работы шли и в Ангарске. До наступления кризиса там успели построить примерно четвёртую часть тепломагистрали №6, соединяющей ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10. Однако в декабре 2008-го, когда стало очевидно,  что из-за экономического спада наступление энергодефицита откладывается, трубопровод законсервировали на полтора года. Его строительство возобновилось в 2010 году, а 28 октября 2011-го теплотрассу протяжённостью 10,36 км торжественно сдали в эксплуатацию. С её запуском появилась возможность передавать до 163 Гкал в час тепловой нагрузки с работающей по преимуществу в конденсационном режиме ТЭЦ-10 на более экономичную ТЭЦ-9. 

«Это, во-первых, означает оптимизацию работы основного оборудования ТЭЦ-9, а во-вторых, повышение эффективности его работы, – пояснил Юшманов. – Кроме того, в городе появилась возможность подключать новых потребителей тепла». Точнее, 

87 Гкал в час тепловой нагрузки было переброшено с ТЭЦ-10 на ТЭЦ-9. При этом в Ангарске появилась возможность подключения новых потребителей, использующих до 40 Гкал в час – скажем, крупное промышленное предприятие или небольшой микрорайон. 

Зависимость от времени

Возведение магистрали №6 и выполнение сопутствующих работ обошлось «Иркутскэнерго» в 1,2 млрд. рублей. Затраты на реализацию первого этапа «Малого юга» составили 500 млн. рублей, так что получается, что на весь проект израсходовано 1,7 млрд. рублей. На то, чтобы выполнить третий этап – построить теплотрассу между Иркутском и Ангарском, – согласно ранее разработанной проектной документации потребуется около 3 млрд. рублей. «Конечно, документация будет уточняться, и фактическая цена будет зависеть от того, когда мы реализуем проект», – подчеркнул директор по капитальному ремонту и строительству «Иркутскэнерго». Напомним, в июле прошлого года генеральный директор компании Евгений Фёдоров заявил о том, что в строительстве магистрали и объединении энергосистем двух городов в течение ближайших нескольких лет нет необходимости, поскольку угрозы энергодефицита пока не возникает. «Если промышленность и жилищное строительство в Иркутске и Ангарске будут развиваться, то мы вернёмся к рассмотрению этого вопроса, – отметил Юшманов. – Это должно найти своё отражение в схемах теплоснабжения двух городов, работа над которыми сейчас ведётся».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры