«Медицина и спорт взаимозависимы»
В этом уверен профессор Иркутского медицинского университета Георгий Губин
Сегодня, 20 декабря, на своё последнее в уходящем году заседание собрался общественный совет по физической культуре и спорту при губернаторе Иркутской области. А накануне «Восточка» взяла интервью у члена совета, доктора медицинских наук, профессора на кафедре организации здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, главного врача Иркутского областного диспансера «Здоровье» Георгия Губина.
– Георгий Иннокентьевич, вы человек, профессионально и, главное, своим призванием связанный одновременно с медициной, спортом и педагогикой, поскольку читаете лекции студентам. С каким вводным словом вы обращаетесь к будущим врачам?
– Стараюсь вооружить их острой проблемной информацией. Ну, к примеру, такой: мало кто знает о том, что бюджетный рубль, вложенный в медицину, даёт шестирублёвую положительную отдачу; отданный же физической культуре, тот же рубль становится результативнее в семь раз.
– Но «физическая культура» – понятие абстрактное. Ни одна инструкция не может одарить его живым смыслом.
– Живой смысл физической культуры в массовости. Но процесс её формирования долгий, зависящий от многих факторов и уж точно никакой разнарядке не подчиняющийся. Традиционно в сознании на первом плане – спортивные рекорды; общество ориентируется на звёзд спорта. Абсолютно неверная позиция! Потому что при ней огромная армия людей, которые просто хотят быть трудоспособными и здоровыми, выводится «за скобки» общественного внимания. Спортивная звезда – особая профессия со всеми вытекающими из такого обстоятельства особенностями жизни.
Вот смотрите, что получается. Как повелось в СССР, так продолжается и по сей день: спортивная звезда должна быть обеспечена всем по высшему разряду. Но откуда взять возможность такого люксового обеспечения, как не из того же бюджета? А бюджет складывается из налогов, которыми облагаются все трудоспособные граждане страны. Чем меньше здоровых, тем, извините за примитив рассуждения, меньше возможностей обустраивать наших звёзд по высшему разряду. Так что, куда ни глянь, общество должно быть заинтересовано в массовости физической культуры, потому что именно в ней целебный источник здоровья.
– Но, объективно говоря, у нас с массовостью в спорте по-прежнему не очень-то?
– Да, никакая инструкция не может ввести её в обязательном порядке. Физическая, как и духовная, культура обычного человека, не зацикленного на рекордах, формируется исподволь и постепенно. Часто самым неожиданным образом. Я вам признаюсь: когда началась новая эпоха и открылось множество магазинов спортивного инвентаря, я был уверен в том, что их владельцы прогорят, «поставив не на ту лошадку». А жизнь повернулась по-другому. Правда, сначала среди покупателей были люди достаточно обеспеченные, имевшие материальную возможность себя побаловать особой покупкой. Но, приобретя спортинвентарь, они уже вынуждены были следовать азам физической культуры. Так к ней постепенно приобщалось и приобщается всё больше и больше здравомыслящих людей.
Разумеется, стимулом служит не только и не столько магазинный прилавок. Их, этих стимулов, так много и они подчас так неожиданны, что никакой статистике не поддаются. Впрочем, как и, выражаясь по-спортивному, не поддаются хронометражу уходящие на формирование навыков физической культуры месяцы и даже годы. Однажды известный украинский кардиохирург Амосов, автор популярной автобиографической книги «Сердце на ладони», последовательный приверженец здорового образа жизни, признался в том, что он «начинал утрами до работы бегать в одиночку и спустя 30 лет удостоверился в том, что его примеру последовало ещё… двое киевлян».
– Скорее всего, Амосов утрирует. Но что правда, то правда: физическая культура изначально предполагает у человека какой-то минимум внутренней культуры. Её всем нам не хватает. На ваш взгляд, Георгий Иннокентьевич, разрешимо ли в нашем обществе это противоречие?
– Я оптимист и хочу надеяться на добрый результат. То есть на разрешение «конфликта» в пользу здоровья как отдельной личности, так и общества в целом. Но как невозможно вывести оптимальную формулу счастья, так нельзя подобрать единственный ключ к извечной загадке здоровья. Когда меня студенты спрашивают о том, что же это такое – здоровье, я, никак не претендуя на универсальность своего определения, отвечаю: здоровье – это режим регулярных, адекватных человеческому состоянию физических нагрузок и строгое самоограничение в образе жизни.
– Однако в своём большинстве все мы – «слабаки», для нас самоограничение – препятствие почти непреодолимое.
– Не стоит так драматизировать: силу воли можно развивать. Важно только, чтобы мы перестали относиться иждивенчески к своему здоровью. Пора бы усвоить очевидную истину: ответ перед судьбой за своё здоровье каждый держит сам. Стоит задуматься над объективными фактами, чтобы понять и принять эту истину. К примеру, в России велика смертность от запущенных онкологических заболеваний. А вот в Японии, существующей в очень непростых географических и экологических условиях, регистрация онкопатологий даже не четвёртой, а третьей степени – из ряда вон выходящее событие: рак оперируется на ранних стадиях и не приводит к трагедии. Просто на островах люди давно приучены думать о своём здоровье, а не бежать к врачу, когда помочь уже невозможно. На этот счёт даже есть присловье из разряда чёрного юмора. Но я всё же его процитирую: «Немец обращается к врачу за месяц до начала болезни, а русский – за три дня до смерти».
– Что ж делать, если менталитет наш таков…
– Но менталитет не есть нечто неизменное и висящее над страной дамокловым мечом. Его нужно и можно менять. Причём даже с помощью законодательства.
– Вы предлагаете ввести административную ответственность за иждивенчество по отношению к самим себе? Или, может быть, даже не административную, а сразу уголовную?
– Считайте, я уловил вашу иронию. И даже разделяю её. Конечно, ни о каком полицейском или прокурорском надзоре за нашей с вами частной жизнью речи нет и быть не может. Но всё же один закон, кстати, принятый совсем недавно – в ноябре текущего года, возводит такое требование в юридический абсолют. Я имею в виду Закон «Об основах охраны здоровья», одна из статей которого гласит: «Пациент отвечает за собственное здоровье». Считаю это положение очень справедливым. Оно, конечно, не снимает ответственности за лечение с врача. Но в какой степени уже был запущен недуг до визита больного к врачу; насколько уже разрушены его лёгкие курением, а печень алкоголем – эти вопросы становятся так же актуальны, как и применённый к пациенту стандарт лечения.
– То есть закон, если можно так выразиться, выводит на авансцену отечественного здравоохранения профилактику? Но если по совести: несмотря на финансовые вливания в практическую медицину, несмотря на далеко идущие планы её модернизации, у нас в России ещё не созданы условия для того, чтобы именно она, профилактика, «правила бал».
– Не буду вас разуверять: и большинство поликлиник далеки от совершенства, и узких специалистов недостаёт. И, как вы сказали, «если по совести», то подчас не хватает личного мужества своевременно обратиться к врачу, – можно найти десятки отговорок, чтобы на себя любимого не хватило времени. Между тем уже несколько лет в России действуют центры здоровья – они открыты для тех, кто, не нуждаясь в медицинской помощи, хочет получить информацию о своём факторе риска. Мы с вами говорим о том, как важно менять наш менталитет по отношению к личному здоровью. Так вот, эти центры предназначены именно для такой цели. Не нужно ничего платить: на руках только паспорт и страховой медицинский полис. Проходишь все исследования, на которые в обычной поликлинике тратишь уйму времени. Получаешь свой личный «паспорт здоровья», где в цифровой форме зафиксированы все полученные в результате исследований показатели. Ничто вам не мешает через 12 месяцев снова прийти в «свой» центр и сверить новые показатели с прошлогодними. Если оказывается, что какая-то проблема уже существует, именно центр здоровья направит к узкому специалисту.
У нас в Иркутской области пока 18 таких центров: девять для взрослых и девять для детей. Конечно, на столь огромную территорию, как наша, недостаточно. Но ведь никто и не говорит о том, что такие опорные точки здоровья не будут открываться впредь. Хватало бы медицинских кадров, а вот в них-то как раз в нашем регионе пока большая нужда.
– В повестке дня последнего в уходящем году заседания общественного совета по физкультуре, спорту и молодёжной политике тоже работа центров здоровья?
– Будет идти речь и о них. Но главным станет вопрос о необходимом и адекватном медицинском обеспечении принятой в нашей области целевой программы развития физической культуры и спорта. Медицина и массовый спорт – две сферы, определяющие в конечном итоге благополучие общества. Поэтому они взаимозависимы и неотделимы друг от друга.