На автомобилях и коньках
В Приангарье открываются ледовые переправы и оборудуются места массового выхода на лёд, сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области. Всего нынешней зимой в регионе планируется открытие 55 ледовых переправ, 24 из них находятся в ведении Дорожной службы Иркутской области. Только на обустройство и содержание последних зимой 2011–2012 годов предусмотрено более 3 млн. рублей.
В регионе действуют пять пеших переходов через реки: два в посёлке Шаманка Шелеховского района и три в городе Киренске. На 14 декабря в Иркутской области работали две ледовые переправы, которые обслуживает Дорожная служба, сообщили в отделе эксплуатации предприятия. Из них открыта официально, то есть подписаны акт приёмки и другие документы, только одна – на реке Уде (Нижнеудинск – Боровинок – Алзамай). Согласно контракту с областной дирекцией по строительству и эксплуатации дорог, в ведении ДСИО находятся 24 ледовые переправы, в том числе 10 на региональных дорогах (Балаганский, Бодайбинский, Иркутский, Качугский, Казачинско-Ленский, Усть-Ордынский, Усть-Удинский районы) и 14 – на областных дорогах общего пользования (Качугский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеудинский, Тайшетский и Черемховский районы). Протяжённость переправ варьируется от 50 метров (Усть-Кут – Киренск) до 45 километров (посёлок Мусковит – посёлок Мамакан).
В минувшее воскресенье, по данным ГУ МЧС по Иркутской области, на реке Уде в Нижнеудинском районе на маршруте Нижнеудинск – Казачья Бадарановка открыта зимняя дорога, связывающая удалённые посёлки с большой землёй. Помимо этого в области действует ещё одна переправа – на реке Ии в Тулунском районе, на выезде из села Октябрьский-2.
«Мост, который связывал Октябрьское сельское поселение с остальной частью района, в прошлом году снесло весенним ледоходом, – объясняет руководитель Тулунского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области Андрей Калиничук. – Поэтому сейчас зимой ледовая переправа остаётся единственной связью для жителей правого берега с районным центром». Зимнюю дорогу по льду в Октябрьском-2 строили и раньше, однако тогда её функция была вспомогательной.
Зимой жизнь во многих населённых пунктах региона зависит от работы ледовых переправ напрямую. Их создание – сложный технический процесс, определённый отраслевыми дорожными нормами. Каждое такое инженерное сооружение проектируется, утверждается в специальной комиссии. Обычно производится искусственное намораживание льда до безопасной толщины и прочности. Иногда, если этого недостаточно, будущая зимняя дорога армируется брёвнами. Только после этого комиссия Дорожной службы, местной администрации, а также представителей ГИМС и ГИБДД принимает переправу.
На эту неделю в Прибайкалье было запланировано открытие зимних автодорог по льду в Жигаловском, Бодайбинском, Шелеховском и Киренском районах.
Затраты на содержание каждой переправы складываются из её характеристик (протяжённость, ширина проезжей части, количество полос движения) и расходов на подготовительные работы и эксплуатацию, пояснили в ДСИО. Объём и перечень работ непостоянны, поскольку определяются погодными условиями. Например, затраты на ликвидацию торосов зависят от условий, в которых проходил ледостав, а периодичность расчистки переправы – от интенсивности и продолжительности снегопадов. Так, например, даже маршрут, связывающий остров Ольхон с материком, каждый год разный, уточнили в ДСИО.
Замёрзшая водная гладь становится и местом отдыха и зимних забав для жителей Приангарья. Самыми популярными в этом году, по оценке специалистов ГИМС, уже стали иркутские «Квадраты» на Ангаре, заливы вблизи посёлка Патроны на Иркутском водохранилище и вблизи посёлка Ирхидей на Братском водохранилище, а также мыс Улирба и залив Куркут на Байкале. В конце прошлой недели прошёл проверку и принял первых посетителей каток на льду Иркутского водохранилища у ледокола «Ангара». В этом году он открылся на неделю позже: юго-восточный ветер приносил тёплую воду с Байкала и из-за этого уже вставший было лёд трескался. Для большей безопасности лёд катка тоже прошёл процедуру дополнительного намораживания. Его толщина на момент приёмки ГИМС составила 35 см – этого достаточно для организованного массового выхода на водный объект.