Правительство взялось за сбытовиков
С декабря начали вступать в силу новые правила сбыта электроэнергии. По разумению властей, заявленные меры призваны сократить «сверхприбыли» гарантирующих поставщиков (ГП). Документ энергетики встретили сдержанным недоумением: угрозы правительства вызвали у них скорее не опасения, а вопросы. В постановлении, полагают сбытовики, нет особой практической ценности, за исключением нескольких пунктов, но и те нельзя назвать позитивными. Часть изменений, например, вовсе противоречит законодательству об энергосбережении.
Инициатива механизатора
Постановление №877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» было подписано 4 ноября, с 17-го оно вступило в силу. Достоинства документа незамедлительно обсудили участники Общероссийского народного фронта, которые собрали для этого видеоконференцию с регионами. Там собравшиеся рассказали, что инициатором новых правил розничного рынка электроэнергии, оказывается, был механизатор сельхозпредприятия «Родина» Александр Васильевич Шац, которого поддержали власти Ставрополья. В результате Минэкономразвития подготовило проект постановления. Идеологом работы стал замминистра экономики РФ Станислав Воскресенский.
Суть документа, отметил зампред Госдумы Валерий Язев, сводится к четырём «важным моментам». Прежде всего, с 1 декабря 2011 года вводится «запрет на включение в договоры штрафов отклонения от планируемых объёмов потребления для потребителей менее 750 киловольт-ампер (КВА)». Кроме того, сбытовиков обяжут раскрывать дополнительные сведения по затратам на покупку электроэнергии и мощности на оптовом рынке, потому что «многим непонятно, из чего складываются затраты гарантирующих поставщиков». Основные изменения вступят в силу лишь с 1 апреля: будет отменён механизм числа часов использования, «дискриминировавший потребителей», оплата будет производиться исходя из потребления в часы пиковой нагрузки. «Главное – защитить потребителей», – заявил Язев, имея в виду сектор малого бизнеса.
Обсуждение новых правил сопровождалось жёсткой критикой сбытовых компаний. «Происходит монополизация региональных рынков, энергосбытовые компании получают сверхприбыли, которые в три-четыре раза превышают надбавку, установленную органами регулирования, – возмутилась заместитель Совета Федерации РФ Светлана Орлова. – В практику вошло требование: «Бери и плати». Иначе как рэкетом это не назовёшь». Повышенные доходы сбытовиков, по мнению Язева, сопровождаются многомиллиардными долгами потребителей. «У нас около 300 энергосбытовых компаний имеют статус гарантирующего поставщика. Вводя штрафы за недобор и перебор заявленных объёмов, они получают дополнительный доход. По оценкам Минэкономразвития, потребители вынуждены в связи с этим ежегодно тратить дополнительно около 100 миллиардов рублей. При этом в прошлом году прибыль сбытовых компаний составила 160 миллиардов», – утверждает он. По словам Язева, задолженность потребителей сбытовикам составляет 151 млрд. рублей. Из них наибольшая доля – 34 млрд. – приходится на предприятия ЖКХ. Ещё 22 млрд. рублей задолжало население, 21 млрд. – промышленные предприятия, 10 млрд. – управляющие компании, 15 млрд. – прочие потребители, а 41 млрд. – потери сетевых организаций. Бюджеты всех уровней обязаны выплатить около 8 млрд. рублей (в основном оборонная промышленность). Язев добавил, что особенно тяжёлая ситуация по платежам возникла в Мурманской, Свердловской, Тверской, Саратовской областях и ряде других регионов, в каждом из которых задолженность превышает 3 млрд. рублей (в Иркутской области задолженность близка к этому уровню).
Развращение потребителей
Постановление правительства собравшиеся на видеоконференции оценили как «абсолютно позитивное». «В начале года рост цен на электроэнергию был максимальным и доходил, к примеру, в Иркутской области до 80%», – сказал президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов и поблагодарил правительство за «отмену штрафов за недобор энергии». «Изменение особенно важно в условиях энергосбережения, когда мы пытаемся сэкономить, а нас за это ещё и штрафуют, – полагает он. – Малый бизнес работает в дневное время и не должен нести за это ответственность». Язев добавил, что важно не только постановление, но и распоряжение правительства, предусматривающее исправление нынешней ситуации: планируется уменьшить уровень перекрёстного субсидирования, снизить разницу в сетевых тарифах для различных групп потребителей, проверить инвестпрограммы сетевых организаций, ввести усиленный контроль за предприятиями ЖКХ, которые накопили больше всего долгов. «Система высоких цен развратила не только сбытовиков, но и потребителей, которые махнули рукой и не стали платить», – считает Язев.
Вдохновлённые документом, чиновники собираются продолжить «наводить порядок в работе сбытовых компаний». До 20 декабря Минэкономразвития РФ намерено успеть провести «анализ реальных показателей энергосбытовых компаний и предложить порядок реализации постановления». «В частности, речь идёт о проектах договоров купли-продажи электроэнергии и применении сбытовиками надбавок с учётом региональных особенностей», – сказал на видеоконференции Воскресенский. По его словам, окончательные предложения по дальнейшему изменению розничного рынка планируется представить до 20 марта.
Одно лечит, другому – противоречит
Изменения на розничном рынке энергетики восприняли с недоумением, которое, впрочем, пока они не готовы высказывать в открытую. Как сказал представитель одной из энергетических компаний региона, постановление от 4 ноября и критика сбытовиков вызывают много вопросов. «Не совсем понятна озвученная прибыль всех энергосбытовых компаний по стране – около 160 миллиардов рублей. Цифра космическая, но неясно, как она получилась, – отметил он. – Часть сбытовых компаний являются коммерческими и, как правило, обслуживают аффилированных потребителей. Прибыль таких сбытовиков не влияет на ситуацию с мелкомоторным сектором – малыми предприятиями, о которых говорили в правительстве. Следовательно, критика была обращена в сторону гарантирующих поставщиков, работающих под контролем государства: сбытовую надбавку им устанавливает Служба по тарифам, которую сложно заподозрить в излишней лояльности к коммерческим организациям». Норма прибыли устанавливается на уровне 3–5%, поэтому считать сбытовую надбавку слишком высокой не приходится, добавил собеседник. Ещё один параметр – цена трансляции – тоже формируется единственным в стране коммерческим оператором, от которого ГП получают уже рассчитанные цены трансляции. Так что и здесь манипуляция невозможна, тем более что соблюдение установленных норм находится под контролем ФАС и ФСТ.
«Ещё один некорректный посыл: будто ГП штрафуют бедных и несчастных потребителей, которые заявили один объём энергии, а использовали другой. В правилах розничного рынка такого тезиса вообще нет, подобные действия поставщика не предусмотрены, – сказал представитель энергокомпании. – Предусмотрена ответственность для достаточно крупных потребителей (с присоединённой мощностью энергопотребляющего оборудования более 750 КВА), если они неправильно спланировали своё потребление и отклонились от него. Потребитель обязан компенсировать отклонение в балансирующем рынке, а это абсолютно легитимная вещь». Наш собеседник допустил, что отдельные случаи штрафов имеют место, хотя бороться с ними на законодательном уровне совсем необязательно, поскольку этим занимаются антимонопольщики.
В целом сложно увидеть практическую ценность в новом документе, за исключением всего нескольких существенных моментов, считает другой эксперт. К примеру, отмена градации по числу часов использования (ЧЧИ). «Это значительный посыл, но не могу согласиться с его обоснованностью, – сказал он. – В чём его суть? Сейчас есть потребители, которые идут по ровному графику, и им достаточно ремонтного резерва, поэтому у энергетиков нет необходимости держать в резерве большое количество генерирующего оборудования. А есть потребители с неровным графиком: всю ночь отдыхают, а посреди дня загружают оборудование, работают несколько часов и снова на отдых. Под них приходится держать в резерве дополнительные мощности. Для их обслуживания нужно больше оборудования, но платить за это, согласно новым правилам, все должны одинаково. До сих пор потребители с неровным графиком имели стимулы для того, чтобы перераспределять нагрузку и оптимизировать расходы, а теперь мотивация исчезает. Получается, оплачивать дополнительное оборудование будут те, кто потребляет электроэнергию равномерно». По его мнению, складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, государство хочет убрать перекрёстные субсидирования, потому что они ущемляют интересы энергоэффективных потребителей, а с другой – создаёт «перекрёстки» в других сферах и подписывает постановление, которое напрямую противоречит федеральному закону об энергосбережении. Более точно определить влияние новых правил энергетики пока затрудняются, поскольку многие из нововведений начнут действовать лишь с 1 апреля 2012 года. Однако, как отметил один из собеседников «Конкурента», сбытовики уже проводят оценку объёма средств, который могут недополучить в связи с нововведениями на розничном рынке.