Жили-были «Ваганты»
Как и положено, в начале было слово. И слово это было «Ваганты». Такое название получил первый в истории отделения журналистики студенческий строительный отряд. Кто его придумал, история умалчивает. Зато известно, что оно означает. Ваганты – это средневековые поэты и трубадуры. Исходя из этого, можно предположить, что не обошлось без двух поэтов-журналистов - Александра Матуса и Валерия Скрипко. Они первыми записались в ССО, а Валерий Скрипко сочинил гимн отряда. Чтобы оправдать перед строгой комсомольской цензурой необычное название, он украсил текст смелой поэтической клятвой: мол, Пегаса в лиру запряжём, чтобы вспахать колхозные поля.
Клятва оказалась несколько поспешной. «Вагантам» предстояло не пахать и даже не сеять, а строить коровник в селе Семёновск в Заларинском районе. Кроме двух поэтов, в отряде оказалось ещё немало известных людей. Знаменитый российский писатель-фантаст Михаил Успенский, президент медиа-холдинга «Номер один» Олег Желтовский, сопредседатель Иркутского отделения Союза композиторов Сергей Петенко, строгий и справедливый декан филологического факультета профессор Валерий Даниленко, известный спортивный журналист Николай Евтюхов, драматург Геннадий Башкуев… Правда, прославились они много позже, а в те далёкие годы были студентами университета.
По прибытии на место дислокации бойцы отряда занялись привычным делом. Сколотили редакцию стенной газеты и приступили к выпуску непечатного органа. В свободное от выпуска стенной газеты время писали заметки в орган районного комитета КПСС – газету «Заларинская новь». Заметки очень нравились редактору, он всем авторам платил повышенный гонорар, а в конце «трудового семестра» поставил зачёт о прохождении практики.
Концертная бригада «Вагантов» с успехом выступала перед тружениками села. На патлатых студентов приходили смотреть даже из отдалённых населённых пунктов. Коронным номером была песня «Жёлтая подводная лодка» из репертуара ансамбля «Битлз» в исполнении отрядных меломанов Геннадия Башкуева и Сергея Петенко. Чтобы объяснить присутствие в репертуаре бригады произведения на непонятном для сельских тружеников английском языке, исполнители сообщали, что в песне поётся о трудной судьбе вернувшегося со службы на флоте английского фермера, изнемогающего под игом капитализма.
Нашлось применение и художественным талантам. На одной из стен в помещении, где разместился отряд, оформили Доску почёта. Портреты передовых бойцов, которые на трудовом фронте успели обрасти бородами, изобразили мелом прямо на стене. Прибывший для ознакомления с бытом студентов секретарь районного комитета КПСС повелел портреты стереть. Он принял их за изображения святых угодников и решил пресечь религиозную пропаганду.
Но полностью предаться этим увлекательным занятиям бойцам отряда мешала необходимость ежедневно ходить на работу и возводить объекты сельскохозяйственного назначения. За этим строго следил командир отряда Олег Желтовский, один из немногих среди студентов имеющий опыт участия в делах такого рода.
Командовать «Вагантами» ему было непросто. Чтобы облегчить свою участь, командир передал часть полномочий бригадирам из числа наиболее сознательных бойцов. Последние, как могли, несли бремя руководства, а Валерий Даниленко за трудолюбие и смекалку удостоился почётного прозвища Данила-мастер. Освоился в новой роли мастера отряда даже Олег Прокопьевич Баснин, потомственный интеллигент, книгочей и эрудит. Правда, поначалу он не мог ходить на планёрки с участием профессиональных прорабов, потому что там всё время ругались матом, но потом привык. Хотя сам материться так и не научился.
Однажды в отряд прибыл секретарь парткома совхоза «Семёновский» и попросил откомандировать в село на комсомольскую свадьбу баяниста, если таковой найдётся среди бойцов. На призыв помочь сельским труженикам отпраздновать бракосочетание охотно откликнулся студент Николай Загайнов. Со свадьбы он вернулся совершенно пьяный, нарушив тем самым сухой закон, который властвовал в стройотряде. Кроме того, выяснилось, что на гармошке он играть не умеет, а на свадьбу пошёл, потому что соскучился по водке.
За чистосердечное признание было принято решение Николая Загайнова из отряда не отчислять, но примерно наказать нарушителя. До конца трудового семестра он каждый вечер после работы стучал молотком, занимаясь изготовлением мемориальной доски. Мрамора поблизости не нашлось, и решено было использовать кусок жести. Этот памятный знак был укреплён на стене жилого помещения, в котором студенты провели незабываемые дни своей стройотрядовской юности. На доске надпись: «Здесь жил и работал ССО «Ваганты».
Как впоследствии выяснилось, нарушитель сухого закона старался не зря. ССО «Ваганты» вполне заслужил почёт и славу. Первый студенческий строительный отряд филологического факультета занял второе место в социалистическом соревновании среди ССО Иркутской области. Даже жалко стало настоящих средневековых поэтов и трубадуров, которые о такой судьбе могли только мечтать.
Юрий БАГАЕВ, комиссар ССО «Ваганты», выпускник 1975 года
Работал корреспондентом, завотделом, заместителем редактора газеты «Восточно-Сибирская правда», главным редактором Восточно-Сибирского книжного издательства