Всегда есть выбор
Как же так получилось, что эти две профессии – театр и журналистика – совмещаются в одном лице? Конечно, вначале было слово… Точнее, небольшая повесть о жизни четырнадцатилетнего подростка, живущего в небольшом районном городе Нижнеудинске, которую я вдруг ни с того ни с сего стал писать, учась в седьмом классе. Тетрадку с повестью я хранил долго, но, вернувшись из армии, так и не смог её найти: затерялась после переезда нашей семьи в Иркутск.
С книгами стал активно дружить тоже где-то с седьмого класса.
Мама служила в пожарной части телефонисткой и там же на общественных началах заведовала библиотекой. Тогда-то я потихонечку и стал осваивать весь книжный фонд.
После семилетки по причине материальных трудностей пришлось поступить в техникум в Ангарске, который я благополучно окончил спустя четыре года, получив диплом техника-механика.
В техникуме читать литературу не бросил, несмотря на обилие технических дисциплин. На-оборот, «огоньковскую» подписку – Драйзера, Флобера, Мопассана, Чапека – аккуратно прочитывал по порядку томов. И скажу вам: прекраснейший жизненный опыт получил у этих авторов.
Кроме книжных увлечений, у меня были ещё и спорт, и художественная самодеятельность, и танцы…
С армией повезло. Три года служил на Дальнем Востоке в топографических войсках. Это ежегодные экспедиции на Камчатку, в Уссурийскую тайгу, в Приамурье. Урывками писал дневники. Интересные сюжеты были.
Демобилизовался вполне со-стоявшимся сержантом.
Взяли в цех мастером, а затем и в заводское конструкторское бюро.
Самодеятельность не бросал, учился в студии при народном театре «Чудак».
И тут вдруг Иркутский университет объявляет приём на вновь открывшееся отделение журналистики. Вспомнились первое сочинение, армейские дневники.
Правила приёма требовали публикации в печати.
Пришёл в редакцию, дали задание, опубликовали. Экзамены сдал с первого захода, и тут же незабвенная наша Лидия Владимировна Носанова вручила студенческое удостоверение и зачётную книжку на целые шесть лет.
Работу на заводе не бросал, проверял свой творческий потенциал в публикациях (жизненный опыт, однако).
Через год в студии «Чудака» услышали, что в Иркутске открывается театральное училище.
Несколько сумасшедших студийцев решили перейти в профессионалы. Поехали сдавать творческие экзамены.
Поступили трое: Таня Хрулева, Виталий Сидорченко, Борис Деркач. Всех пригласили в труппу Иркутского драматического театра.
А на другой год получил и долгожданный университетский диплом. Настало время выбирать профессиональную дорогу. А их оказалось две – театр и журналистика.
Но театр редко кого выпускает из своих крепких волшебных объятий. Кто хоть раз в жизни попал на его территорию, считается вечным пленником Мельпомены.
Однако театр никогда не мешал творчеству за письменным столом. И много раз доказано, что театр, журналистика, литературный труд прекрасно уживаются вместе. И даже обогащают друг друга. Тому есть блестящие примеры: Владимир Алексеевич Гиляровский, репортёр-классик, целых шесть лет работал профессиональным актёром. А наш современник Василий Макарович Шукшин? Можно назвать ещё целый ряд знаковых имён.
Сейчас можно успешно совмещать свои актёрские способности с тележурналистикой, кинопроизводством, театроведением, историей.
А если человека сильно беспокоит жажда путешествий или охота к перемене мест, то театр даёт массу возможностей – одни гастроли чего стоят.
На моём театральном веку мы побывали во всех концах нашей страны, в десятках городов, в обеих столицах и даже за рубежом.
Я бывал в США, Германии, Франции, Австрии, Мексике – только собирай материал и пиши. Что я с удовольствием и делаю.
Можно обозначить себе целые циклы материалов: театральная история, творческие портреты, театральные композиции. Наконец, для разрядки можно написать, к примеру, спортивный репортаж о встречах команд артистов, писателей, музыкантов и журналистов.
Свидетельством же моей журналистской и литературной работы является достаточное количество публикаций в газетах, журналах, литературных сборниках. Наконец, книга «Иркутская антре-
приза», получившая губернаторскую премию за 2003 год. Продолжается работа на книжном фронте и дальше. Думаю, будет и результат.
Что касается моего актёрского творчества, то и здесь есть о чём рассказать.
Количество сыгранных ролей далеко перевалило за сотню. И никакого творческого простоя!
В театре главным мерилом профессионального мастерства является твоя актёрская востребованность при любых режиссёрах. Сейчас играю в семи спектаклях разных авторов – нагрузка, надо сказать, не слабая.
Вот так и достигаются мир и согласие в таких разных, на первый взгляд, творческих профессиях.
А силы пока есть на эти прекрасные виды творчества: актёрство, журналистику и литературу.