издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шаг навстречу

Российской власти необходим диалог именно с «несогласными»

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

Телезрители, выбравшие вечером 11 декабря программу «Вести недели» на канале РТР, на какое-то время могли почувствовать себя героями фантастического романа, попавшими в параллельную реальность. Ведущий на протяжении добрых пяти минут очень подробно и вполне доброжелательно рассказывал о самом массовом за последние несколько лет митинге, состоявшемся днём ранее в Москве на Болотной площади.

«Вы нас даже не представляете»

Глубину перемен, случившихся с главными российскими каналами, проще будет понять, если отметить несколько наиболее сюрреалистических деталей из воскресных репортажей. Чуть ли не впервые в истории дали слово лидеру запрещённой Национал-большевистской партии Эдуарду Лимонову – и даже не стали делать к этому выступлению оскорбительные комментарии. Впервые подробно перечислили неформальные объединения, принявшие участие в массовой акции, и пояснили, что не они были главными организаторами и действующими лицами акции протеста. И самое главное – впервые внятно повторили требования митингующих: отменить результаты выборов, провести расследование деятельности председателя Центральной избирательной комиссии Владимира Чурова, зарегистрировать все партии и провести новые свободные выборы. Кто бы мог подумать ещё месяц назад, что такое вообще возможно?

Впрочем, месяц назад многое казалось невозможным: возвращение к активной политической жизни партии «Яблоко» или третье место на выборах в Государственную Думу, полученное партией «Справедливая Россия». Но самое невероятное – это волна протестной активности, охватившая страну от крайне восточной точки во Владивостоке до крайне западной в Калининграде: в списке массовых акций, проведённых 10 декабря, числятся несколько десятков пунктов, а количество участников по самому консервативному подсчёту даёт сумму в 150–200 тысяч человек. Подавляющее большинство этих людей не являются членами никаких политических партий или общественных организаций, они никогда не участвовали ни в каких массовых акциях и с глубоким подозрением относятся к записным вождям традиционных «несогласных». Это была лишь часть пресловутой «партии Интернета», которая внезапно встала с пресловутых диванов и пришла на избирательные участки – голосовать за тех, кому не особенно доверяет. 

Положение дел в общественном сознании характеризуют несколько лозунгов и замечаний, ставших в одночасье популярными благодаря точному попаданию в настроение масс. Первым, пожалуй, стоит вспомнить лозунг московских анархистов, с которым они пришли на Болотную (хотя в большинстве своём являются принципиальными противниками выборов вообще): «Вы нас даже не представляете». За этими словами можно рассмотреть как минимум два смысла. С одной стороны, власть – во всех своих проявлениях, от президента до мэра самого маленького муниципалитета и от федеральных каналов до местных многотиражек (СМИ тоже власть) – действительно не знала, что народ готов проголосовать поперёк всех планов и вопреки всем прогнозам, а потом ещё и оспаривать итоги. В это трудно поверить, но это нужно принять: власть, имеющая в своём распоряжении общественные приёмные, личные приёмные депутатов, «прямые линии», Общественные палаты и социологические службы, не заметила, что народ изменился. Народ, в лице отдельных своих представителей, умеет пользоваться инструментарием статистики для анализа итогов голосования, Интернетом – для моментального распространения этой информации и русским языком – для разъяснения сложного простыми словами тем, кто не понимает язык чисел и графиков. 

Второй слой этого высказывания прямо и недвусмысленно объясняет депутатам нового созыва, что речь идёт не о распределении количества мандатов и должностей между фракциями, граждане пытаются защитить своё право выбирать хоть что-нибудь – если уж права выбирать губернаторов и (кое-где) мэров уже лишили. С участниками декабрьских акций протеста нельзя будет договориться одним махом: в разных городах организаторами выступают разные люди, временами – вообще без политической позиции и представления о дальнейших действиях, но уверенных в том, что останавливаться на достигнутом нельзя и нужно продолжать уличные акции. Конечно, часть участников – причём наиболее многочисленная – воспринимает происходящее как весёлый флэш-моб, но столкновение с реальностью и дискуссии на улицах и в социальных сетях заставляют задуматься даже самых легкомысленных. 

Многие впервые начинают выяснять для себя, как функционирует государственная и муниципальная власть, кого ещё они могут избирать, как работает человек, избранный именно от их дома или улицы. Не исключено, что через какое-то время от результатов работы депутатов прошлого созыва, статистики явки на заседания комитетов и комиссий они перейдут прямо к текстам законов, – и наверняка найдутся люди, готовые прокомментировать эти законы в самом неприятном для властей ключе. Структуры, призванные служить предохранительным устройством в общении власти и общества – те самые общественные советы при министерствах и ведомствах, общественные палаты разных уровней и вообще все традиционные общественные объединения от профсоюзов до женсоветов, – на этот раз ничем не помогут. Новая волна общественных активистов только тем и объединена, что люди не доверяют никаким властным структурам. 

Думский квартет

Тут самое время перейти ко второму популярному лозунгу масс – заранее приношу извинения, но из песни слово не выбросишь: «Мы не голосовали за этих паразитов (и символ партии, набравшей большинство), мы голосовали за этих паразитов (и символы остальных партий)». Тысячи людей, вышедших на улицы, доверяют оппозиционным партиям лишь чуть-чуть больше, чем партии власти, – ровно настолько, чтобы проголосовать за них в момент выборов в самый далёкий от большинства населения орган власти, – но требуют не преимуществ для КПРФ, ЛДПР или «СР», а уважения к себе. 

Особенно тяжким стало положение оппозиционных партий в тот момент, когда их федеральные лидеры и руководители региональных списков стали критиковать итоги выборов и приводить один за другим факты нарушений – но при этом отказались сложить полномочия, вернуть мандаты (или не брать их в руки) и потребовать повторных выборов. Депутат Илья Пономарёв («Справедливая Россия») провёл опрос среди читателей своего блога, довольно быстро выяснил, что большинство в 53-54% считает лучшим решением отказ от мандатов, и вынужден был объясняться с избирателями: в партийном списке около 600 человек, и если потребуется, десяток-другой коллаборационистов власти найдут. Это не единственное, но важное расхождение между улицей и официальной оппозицией. Его достаточно, чтобы думская оппозиция оказалась в тупике: нельзя полностью соглашаться с официальными итогами выборов (депутаты далеко не глупые люди и тоже больше верят математическим законам, чем «волшебнику» Чурову), нельзя и отказаться от «синицы в руке» в виде нескольких десятков мандатов в надежде получить «журавля в небе» в виде ещё двух-трёх десятков.

Видимо, этой растерянностью и объясняются метания представителей разных партий. Члены одной и той же «Справедливой России», выступая в субботу на Болотной, обещали абсолютно противоположные вещи: депутат Геннадий Гудков заявил, что фракция сдаст мандаты, депутат Оксана Дмитриева заверила, что этого не случится. Ещё более странно повела себя «Единая Россия»: депутат Андрей Исаев сообщил, что «власть услышала народ» и сделает выводы, а слагающий полномочия депутат Госдумы Константин Рыков написал в своём блоге в социальной сети «Твиттер», что «пересчитал патроны», выйдет на улицы с оружием и «прихватит с собой три десятка либералов». Столь сильное расхождение может объясняться только одним: единой точки зрения на происходящее партия пока не выработала и не знает, как урегулировать проблему. 

Не с кем поговорить

Участники митинга на Болотной дали правительству страны всего две недели на выполнение своих требований. До 24 декабря готовность властей к диалогу будут проверять участники локальных акций протеста, уже заявленных во многих городах России – в Иркутске, например, такая акция пройдёт 17 декабря. За это время можно успеть многое. Можно, например, вспомнить, что 11 декабря 2010 года Москву потрясли акции протеста на Манежной площади, которые впоследствии стали регулярными: теперь они проводятся националистами 11 числа каждого месяца. Многие участники этих акций стали завсегдатаями уличных акций именно в течение этого года, именно потому, что на поставленные ими вопросы никто не дал ответ. Даже если движение 10 декабря не перерастёт масштабы разовых акций и утихнет через какое-то время, до  марта протестного заряда хватит точно, а при особенно неблагоприятном стечении обстоятельств он усилится. Пока ещё не поздно, власти должны отказаться от своей привычки игнорировать независимые общественные группы и попытаться наладить диалог хотя бы с теми, кто подписался на тематические форумы в социальных сетях. Нужно на время отказаться от стандартных приёмов работы и пойти на контакт со всеми, кто захочет говорить с властью. Нужны встречи именно с несогласными – потому что с согласными говорить уже не о чем, они и так на всё готовы. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры