издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не стал играть в молчанку

Участник преступного сообщества «Пожарники» получил 7 лет строгого режима

Вчера Иркутский областной суд вынес приговор одному из членов преступного сообщества «Пожарники» Олегу Захарову, который почти восемь лет находился в федеральном розыске. Большинство его подельников уже отбывают наказание за убийства, разбойные нападения и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, совершённые в составе многоуровневой вооружённой преступной организации. В прошлом году Верховный суд России оставил в силе приговор, по которому лидер «Пожарников» Алексей Бердуто получил пожизненное лишение свободы, а его подчинённые попали в колонии строгого режима на срок от 12 до 22 лет.

Банда «Пожарники» была ликвидирована оперативниками областного управления по борьбе с организованной преступностью ещё в 2003 году, тогда же оказался под стражей основной костяк преступной организации. Олег Захаров по прозвищу Захар попал в число пятерых «пожарников», которым в то время удалось скрыться от следствия. Лишь в июле нынешнего года ему было предъявлено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. 

Старший следователь регионального управления Следственного комитета России Михаил Любомский, в производстве которого находилось дело по обвинению Олега Захарова, рассказал, что 36-летний подследственный поначалу отказывался от дачи показаний, воспользовавшись правом, предоставленным ст. 51 Конституции РФ. Однако пару недель поиграв в молчанку, он вдруг выразил полную готовность сотрудничать с органами предварительного расследования и рассказать в подробностях о совершённых им в составе банды преступлениях. Очевидно, рассудил: после того как высшая судебная инстанция утвердила приговор в отношении подельников, ему остаётся надеяться лишь на то, что признание вины и чистосердечные показания смягчат грядущее наказание. 

Тёплое местечко

Олег Захаров, увлекавшийся боевыми единоборствами, познакомился с Алексеем Бердуто по кличке Старый в 2000 году на тренировках в спортзале пожарной части №43 Ангарска, который был местом сбора членов преступной организации, набиравшей в то время силу. Прошло всего несколько месяцев – и безработный спортсмен получил от Старого ключи от новеньких «Жигулей»: в группировке его признали своим, а шеф считал долгом заботиться об условиях труда подчинённых. Машину Захаров зарегистрировал на свою маму, а деньги от крышевания предпринимателей на китайском рынке Ангарска и местных проституток складывал себе в карман. Следователю он пояснил, что Бердуто не требовал отдавать ему выручку: она засчитывалась рэкетирам в качестве оплаты их труда.

В том же году Захаров впервые был привлечён к уголовной ответственности. Из ИВС, где его продержали неделю, вытащил «пожарника» криминальный авторитет и большой друг Бердуты предприниматель Новиков: специально для этого нанял адвоката. Новик вообще сделал для своего друга Старого и его бойцов очень много. В частности, именно благодаря ему ангарский бандит Бердуто смог распространить сферу своего криминального влияния на областной центр и познакомиться с одним из самых значительных в то время лидеров преступного мира региона – Вячеславом Гамерником. После этого Бердуто ликвидировал ставшего ненужным дружка – велел подчинённым убить Новика. А сам занял место доверенного лица и телохранителя Гамеры, принимая от него заказы на услуги по физическому устранению и устрашению неугодных. 

Так в 2002 году «Пожарники» из рядовой банды превратились в мощное преступное сообщество с пяти-

уровневой системой организации, чётким распределением ролей, жёсткой конспирацией и железной дисциплиной среди участников. Силовая служба включала подразделения киллеров и разведки, финансовая заведовала «общаком», тыловая снабжала членов организации съёмными квартирами и гаражами (в Иркутске тех и других обнаружено по пять), обеспечивала оружием (на счету банды было не менее 19 стволов), автомобилями (следствие насчитало их 20), поддельными паспортами.  

Неглупый Захаров, сумевший втереться в доверие к Старому, занимал в банде  привилегированное положение: в многоуровневой организации ему досталось «тёплое местечко» между заместителями главаря и «пехотой». В 2002 году Захар по приглашению Бердуты ездил в Испанию на отдых, где ещё больше сблизился с шефом. В тот же год Олег Иванович переехал в Иркутск, где интендантская служба бандформирования обеспечила его съёмной квартирой и поддельными документами. Между крупными заказами, поступающими от Бердуты, он зарабатывал крышеванием теперь уже иркутских коммерсантов. 

«Объект» сдан

Весной 2002 года Олегу Ивановичу, по его словам, выпадает честь поучаствовать в устранении криминального авторитета по кличке Повар, который умудрился перейти дорогу самому Гамернику: потребовал вернуть украденный его людьми автомобиль. Захаров собирает информацию о передвижениях «объекта», организовывает видеосъёмку, прокручивает запись киллерам, отгоняет на место готовящегося преступления «Мицубиси-Галант», обеспечивая мобильность силовиков. А 17 мая, в день покушения, отвозит убийц на место готовящегося преступления и с чувством исполненного долга едет домой смотреть по телевизору криминальные новости. Откуда узнаёт, что «приговорённый» был ранен, но «смертной казни» ему удалось избежать. 

Пока Захар находился в федеральном розыске, большинство его подельников оказались на скамье подсудимых

Предприниматель Вологжин на следствии рассказал, что на дорогу в садоводство «Городское», где он постоянно проживал, вдруг откуда-то выскочил человек в камуфляжной форме и чёрной маске, вскинул автомат и начал стрелять по его машине с расстояния 15 метров. Водитель, прибавив скорость, скрылся за поворотом Байкальского тракта и только тогда понял, что ранен в обе ноги. В больницу пострадавшего доставили сотрудники Гос-автоинспекции, к которым обратился за помощью один из садоводов.

Вскоре после неудавшегося покушения на Повара Захаров получил от шефа новое задание: наказать предпринимателя Алексея Оглоблина, который имел в Пивоварихе бар и казино, но отказывался платить дань за крышевание. Предложение «работать вместе», то есть отстёгивать бандитам деньги за криминальное покровительство, поступило бизнесмену как раз от Захарова. Олег Иванович успел даже, по его словам, подружиться с коммерсантом из Пивоварихи, не раз бывал у него дома в гостях. Но вслед за своим кумиром Бердутой, который шёл к власти, спокойно перешагивая через трупы не только   знакомых, но даже близких людей, Захар тоже считал: дружба дружбой, а табачок должен быть врозь. 

На следствии потерпевший подробно описал обстоятельства знакомства с «парнем по имени Олег», который для пущей важности представился «человеком Гамеры». Предприниматель пояснил, что был вовсе не против время от времени «помогать деньгами» новому знакомому, но от крышевания отказался наотрез: заявил, что в состоянии решать свои проблемы без помощи лихих людей. Вскоре после этого он оказался в больнице с проломленным черепом. Кто на него напал в подъезде его дома и избил до полусмерти металлическими прутами, как в стационаре ему спасали жизнь – ничего этого потерпевший рассказать на следствии уже не смог: врачи поставили ему диагноз ретроградная амнезия. Судебно-психиатрическая экспертиза показала, что амнезия (провалы в памяти) связана с полученной при нападении тяжёлой травмой головного мозга. 

Конечно, сам Захаров, которого подельники называли «умненьким», потому что он любил пофилософствовать о Боге и цитировал Карнеги, монтировкой в подъезде не орудовал. Он только снабдил киллеров информацией о том, где живёт и работает его несговорчивый приятель, а также на какой машине и по какой дороге тот ездит домой. А потом сокрушался в кабинете следователя, что «Оглоблину причинили тяжкий вред здоровью, хотя тот не заслуживал, чтобы его так сильно избили». По его словам, он «был очень удивлён и зол на тех, кто это сделал, поскольку имел с потерпевшим приятельские отношения».  

Алексею Оглоблину, можно сказать, ещё повезло: за конфликт со сборщиком податей Захаровым его было решено не лишать жизни, а только проучить. А вот у другого чересчур  независимого предпринимателя – владельца иркутских оптовых рынков «Южный» и «Байкальский» Александра Алексеева – шансов спастись практически не было. На его бизнес положил глаз сам Вячеслав Гамерник – он и приговорил строптивца к смерти, когда тот отказался делиться доходами с высокопоставленным «авторитетом». 

К маю 2003 года Захаров от банального рэкета перешёл к более престижной и доходной «коллекторской» деятельности: возвращал деньги, которые одни коммерсанты задолжали другим. Следователя он уверял, что при этом ему удавалось обходиться без физического насилия: все знали, что он «человек Гамеры», а это имя в то время наводило на большинство бизнесменов страх и ужас. Заказчики щедро платили за услугу, передавая Захарову 40 процентов возвращённого долга.        

Но кроме этого «бизнеса», который в те годы не считали уголовщиной даже борцы с организованной преступностью, именуя его «гражданско-правовыми отношениями предпринимателей», Захарову время от времени приходилось выполнять явно криминальные заказы Бердуты и Гамерника – участвовать в силовых акциях. Он прекрасно знал, за какое «преступление» предстоит поплатиться жизнью хозяину оптовых рынков, потому что сам выходил на Алексейчика, как того называли в кругу его знакомых, с предложением руководителей банды о крышевании. Сам же передавал ответ, который никак не мог устроить не признававшего отказов Гамерника. 

При исполнении заказа на убийство предпринимателя, не пожелавшего подвинуться и уступить место  «пожарникам», Захару досталась привычная для него работа: собрать информацию о перемещениях «объекта», местах его жительства и работы для составления оптимального плана преступления. Александр Алексеев был застрелен в подъезде своего дома, когда возвращался с работы. Захаров подал киллерам, прятавшимся в подвале, сигнал о его приближении по рации (услугами сотовых компаний, через которые правоохранительные органы могли выйти на след абонентов, предусмотрительные бандиты не пользовались). В бизнесмена было выпущено 11 пуль из самодельных пистолетов.

Раньше сядешь – раньше выйдешь

Той же осенью большинство «пожарников» во главе с их лидером Алексеем Бердутой оказались в следственном изоляторе Иркутска: штатный киллер банды Юрий Громов, которого милиция задержала ночью с оружием, сдал всех своих подельников. Но Олегу Захарову удалось скрыться. Он уверяет, что все прошедшие годы жил неподалёку от тех, кто его ловил: снимал в Иркутске квартиры по поддельным документам, звонил матери, навещал гражданскую жену. Правда, в 2006 году попал в руки сотрудников милиции  Новосибирска. Ездил вместе с сожительницей в гости к её родственникам,  машину задержали на посту ГИБДД и проверили документы, а с ними у водителя оказалась полная неразбериха: паспорт выписан на фамилию Матвиенко, права – на Захарова. При этом фотография на всех «корочках» одна и та же. Однако и в тот раз «пожарнику» удалось сбежать: он скрывался от оперативников в деревнях Новосибирской области, передвигался пешком, сумев запутать следы. 

В Иркутске Захар открыл свой  бизнес, связанный с лесом. Даже когда ему пришлось лечь в стационар на лечение, а потом перенести сложную операцию на сердце, правоохранительные органы не вышли на след беглеца, к тому времени уже пять лет находившегося в федеральном розыске. По словам Олега Захарова, и в городской клинической больнице №1, и в областном стационаре удалось договориться с персоналом, чтобы его приняли без документов как некоего Василия Телегина. 

Задержали «пожарника», как рассказал сотрудник подразделения по борьбе с организованной преступностью, в июне нынешнего года на квартире сожительницы, с которой он состоит в гражданском браке уже 10 лет. Пока группа захвата штурмовала стальные двери квартиры в доме по улице Пискунова, бандит предпринял очередную попытку скрыться: выпрыгнул со второго этажа и растворился в ночи. Ему и на этот раз удалось обмануть преследователей: спецназовцы караулили под окнами сожительницы, а он воспользовался балконом соседа, выходившим на другую улицу. Но тут удача беглецу изменила: загнанный в тупик, он неудачно спрыгнул с крыши гаража и сломал обе ноги, получив многооскольчатый перелом. 

На этом одиссея «пожарника» и закончилась. Посидев в СИЗО и обдумав своё положение, арестант признал собственное поражение. Месяц он пролежал в стационаре Института травматологии и ортопедии, где ему провели несколько операций по поводу неправильно сросшихся переломов. После чего обвиняемый заявил следователю, что у него «было достаточно времени, чтобы убедиться в непредвзятом отношении к нему со стороны правоохранительных органов, и зря он им не доверял». Выразив готовность сотрудничать со следствием, арестант, кроме тех эпизодов, которые уже получили оценку областного и Верховного судов в процессе над подельниками, выдал информацию ещё о двух преступлениях. Его показания помогли раскрыть совершённое в 2001 году разбойное нападение в Бодайбо, где бандиты пытались получить долю в золотодобыче.    

Олег Захаров рассказал также, что, уже будучи в розыске, встречался с членом банды «Пожарники» Сергеем Шипулей, которому до сих пор удаётся скрываться от правосудия. В 2006 году они вместе сделали закладку огнестрельного оружия и боеприпасов в тайник, расположенный в подвале дома по улице Луначарского города Усолья-Сибирского. Неизвестный до того арсенал «пожарников» был обнаружен в августе 2011 года, когда Захаров заявил, что желает добровольно выдать спрятанное оружие. В указанном им месте были откопаны свёртки, в которых оказались карабин, три обреза, 14 патронов к пистолету ТТ, три ручных осколочных гранаты РГД-5 со взрывателями. По заключению баллистической и взрывотехнической экспертиз, всё это «добро» оказалось пригодным к использованию по назначению.                          

Он и в суде «не съехал», как это случается сплошь и рядом, со своих показаний. Сказал, что подтверждает всю информацию, которую давал на предварительном следствии. Так что у судьи не возникло необходимости вызывать для дачи показаний его подельников, отбывающих наказание. 

После объявленного вчера приговора Олег Захаров, 1975 года рождения, присоединился к семерым «пожарникам», которым ещё много лет предстоит жить за колючей проволокой. Он признан виновным в участии в преступном сообществе, созданном для совершения тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 2 ст. 210), убийстве (ст. 105, ч. 2, п. «ж», «з»), покушении на убийство (ст. 30, ч. 3; ст. 105, ч. 2, п. «ж», «з») и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершёнными организованной группой по найму (ст. 111, ч. 3, п. «а»). Суд назначил Олегу Захарову 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Сыграли свою роль признание им вины и плохое здоровье (даже на приговоре подсудимый был в гипсе).

Повезло. А могла бы и его постигнуть участь «великого Гамеры», застреленного в Москве в 2003 году. Или Максима Телущенко, телохранителя Старого: он принял пулю, которую банда скриповцев выпустила в шефа «пожарников», признанного ими виновным в смерти Вячеслава Гамерника. Не дожил до приговора и Роман Ермолаев, числившийся одним из киллеров банды: покончил жизнь самоубийством в следственном изоляторе Иркутска после того, как дал признательные показания на Бердуту. 

На сегодняшний день в федеральном розыске находятся ещё четверо членов преступного сообщества «Пожарники». В их числе и запасливый Сергей Шипуля, который теперь лишился припрятанного арсенала. Кроме него, на скамье подсудимых рано или поздно должны оказаться «пожарники» Игорь Какоуров по прозвищу Кокаин, Алексей Левченко с погонялом Рыжий и Александр Мотренко по кличке Матрёна.       

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры