издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разброд и шатание

Эксперты разошлись во мнениях, пытаясь прогнозировать цены на нефть в 2012 году

Как поведут себя цены на нефть в 2012 году и в перспективе до 2020 года, стало одной из самых обсуждаемых тем на этой неделе. Попытки аналитиков и участников сырьевого рынка предугадать стоимость больше похожи на гадание на кофейной гуще, а закладываемый ценовой люфт от 20 до 200 долларов за баррель в очередной раз говорит о том, что на самом деле сейчас никто не знает, что будет с нефтью в следующем году. Эксперты объясняют такую неопределённость тем, что конъюнктура на мировом рынке нефти в 2012 году будет зависеть от целого комплекса экономических и политических процессов, исход которых пока предсказать крайне трудно.

По прогнозам Goldman Sachs, результаты которого приводит газета «Известия», наступающий год  может оказаться удачным для сырьевых держав: к концу 2012 года стоимость барреля нефти Brent может дорасти до 125 долл. (сегодня она находится на уровне 110 долл.). Впрочем, делая оптимистичные прогнозы,  аналитики Goldman Sachs оговариваются, что рост нефтяных цен в 2012 и в 2013 годах возможен лишь в том случае, если  долговой кризис в Европе не спровоцирует начала рецессии всей мировой экономики. Пока же эксперты банка снизили прогноз роста мировой экономики с 3,4% до 3,2%. 

Если рисков удастся избежать, то к концу 2013 года баррель нефти марки Brent может подорожать на 13,5 долл. (12%) по сравнению с текущим уровнем (до 135 долл. за баррель). Не менее существенным в Goldman Sachs ожидают и рост цен на нефть сорта WTI. С нынешних 100 долл. к концу 2012-го баррель в Нью-Йорке может подорожать до 120 долл., а в 2013-м – почти до 130 долл.  

По словам аналитика «ИФД Капиталъ» Виталия Крюкова, вероятность реализации прогнозов Goldman Sachs достаточно высока. Более того, цена нефти в следующем году может оказаться даже выше максимума в 127 долл. за баррель (такого уровня котировки достигали в июле 2008 года).

– Этому есть сразу несколько причин. Впервые с начала кризиса 2008 года запасы нефти в странах ОЭСР оказались ниже среднего уровня за пять лет. Есть ещё Саудовская Аравия, бюджет которой свёрстан из расчёта цены на нефть в 90–100 долл., – отметил эксперт.

Аналитики  рассматривают и другой сценарий, при котором цена на нефть может вырасти ещё значительнее. Речь идёт о возможных военных конфликтах в нефтедобывающих регионах. Примером тому может послужить ситуация вокруг Ирана. На днях в ответ на угрозу США и ЕС отказаться от импорта иракской нефти Тегеран заявил о том, что этот шаг приведёт к повышению цен до 250 долл. за баррель.  По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры РФ Дмитрия Абзалова, которое он высказал в интервью Утро.ру, само по себе эмбарго обойдётся дешевле, но если дело дойдёт до вооружённого столкновения, и такая цифра вполне реальна. «Иран – одна из основных надежд и ключевой игрок энергетических проектов, альтернативных России. И вопрос отношения к нему очень серьёзно связан с ценой на энергоносители. Если будут введены санкции, например, консолидированно США и Евросоюзом по самому жёсткому сценарию, премия к рынку составит примерно 20–25% от текущей стоимости. В дальнейшем ситуация может усугубляться, потому что может прекратить работу целый ряд компаний. Например, Shell уже уходит из Сирии, если говорить о сирийских событиях. Это, конечно, серьёзно усложнит работу на иранском направлении. Если же будет военная кампания, можно накинуть ещё 20 – 25% в зависимости от её продолжительности и от того, какие объекты будут бомбить. Как показывает практика, бьют по инфраструктурным объектам, в том числе ключевым. Так что, если будет военная операция, цена может и до 200 долл. уйти. И до 250 долл., если она будет с элементами уничтожения инфраструктуры – это прежде всего трубопроводы и НПЗ», – отметил эксперт.

Что касается России, то рост цен в зависимости от того сценария, по которому будут развиваться события, может как стать положительным фактором, так и сыграть злую шутку. «Если рост цен будет связан с постепенным восстановлением потребительского спроса в США и экономическим ростом в Азии, то Россия однозначно получит не только рост доходов бюджета, но и приток инвестиций», – цитируют «Известия» аналитика инвесткомпании «ТКБ Капитал» Александра Ковалёва. Но если причиной подорожания нефти станут неприятности вроде военных конфликтов в нефтедобывающих регионах, то ничего хорошего для России из этого не получится. Экономическая активность в мире тогда пойдёт на спад, начнётся бегство капиталов. И как только конфликт закончится, цены на нефть резко упадут. При этом сценарии наша страна сначала на непродолжительное время получит увеличение бюджетных доходов, а потом они снова сократятся, считает Александр Ковалёв. 

Впрочем, мнение, что цены на нефть продолжат расти, разделяют не все эксперты.  Причина – глобальный спрос на нефть остаётся слабым. Так, в опубликованном в начале ноября докладе JP Morgan все прогнозы по рынку нефти были понижены. На фоне ожидаемого сокращения темпов роста экономики Поднебесной и продолжающейся нестабильности европейской финансовой системы эксперты банка сочли, что стоимость барреля Brent в следующем году вряд ли превысит 112 долл. (прежний прогноз – 115 долл.). О возможности снижения спроса предупреждало в этом месяце и Управление энергетической информации министерства энергетики США.

Сейчас дефицита нефти на рынке не наблюдается. Наоборот, по итогам ноября Организация стран–экспортёров нефти (ОПЕК) продемонстрировала рекордные показатели добычи в 30,4 млн. баррелей в сутки. По словам  начальника аналитического управления «Атона» Вячеслава Бунькова, спрос на нефть сейчас меньше предложения. «Когда рынок это признает, нефть может просесть вплоть до 75 долл. за баррель», – цитируют «Известия» эксперта. Помимо роста предложения ОПЕК, по мнению Бунькова, нужно обратить внимание и на рост добычи нефти в США, в результате чего впервые за последние 60 лет США могут стать экспортёром нефтепродуктов. Причём американская нефть сможет поставляться и в Европу. 

Серьёзно сыграть на понижение цены могут и проблемы, существующие в еврозоне, которые заставили аналитиков скорректировать свои прогнозы вплоть до снижения цены до 30 – 35 долл. за баррель. Логика проста: если ситуация не улучшится, европейская экономика впадёт в стагнацию и спрос на топливо упадёт. Однако не стоит нагнетать обстановку, считает президент одного из отечественных нефтяных холдингов, эксперт по вопросам нефтегазовой отрасли Азад Бабаев. «Думаю, что минимум, до которого может упасть цена на нефть в ближайший год, – это 80 долларов за баррель, но никак не 30–35 долларов, как говорят некоторые аналитики», –  приводит мнение эксперта «Российская газета». Если проблемы Евросоюза перекинутся и на весь остальной мир, то легко не будет уже никому. «Конечно, это только рассуждения, но в таком случае нефть может подешеветь раза в три. Впрочем, думаю, до этого не дойдёт», – цитирует «РГ» Бабаева. Для российского бюджета относительно безболезненной ценой может быть граница в 75–80 долларов за баррель. «Некоторые риски, конечно, присутствуют, но у нас накоплены резервы, которые могут придержать курс рубля в случае негативного сценария. Минимум в течение полугода удастся сохранять макроэкономические показатели», – говорит Дмитрий Абзалов. Если же брать относительно фантастичный сценарий с ценой барреля нефти в 20 долларов, то российский бюджет переживёт серьёзнейшее секвестирование, утверждают эксперты. Однако никто пока всерьёз о подобном развитии событий не говорит.

Рассматривая различные варианты развития событий, всё же многие эксперты сходятся на том, что оптимальной для России была бы цена 110–115 долларов. «Большая цена тоже невыгодна РФ. Это поднимет стоимость рубля и в результате убьёт очень небольшой куст российских компаний, которые пытаются работать на экспорт. И мы уже будем обречены на сырьевое проклятие», – считает Дмитрий Абзалов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры