Новые стимулы для педагога
За прошедший год средняя заработная плата учителя в Иркутской области выросла более чем на 7 тысяч рублей. А к сентябрю 2012 года педагоги будут получать примерно столько же, сколько зарабатывают работники других отраслей. Более того, губернатор области Дмитрий Мезенцев настаивает, чтобы жалованье учителя достигло уровня средней зарплаты по экономике уже в первом квартале следующего года. Об этом на пресс-конференции сообщил министр образования Виктор Басюк.
По его словам, средняя зарплата учителя в первом квартале нынешнего года составляла 13 тысяч 723 рубля. В то же самое время средняя заработная плата по экономике Иркутской области была равна 20 тысячам 752 рублям. Чтобы сократить разницу, фонд оплаты труда педагогических работников нарастили на 30%. В итоге за октябрь учителя получили в среднем 18 тысяч 960 рублей. Правительство области планирует, что к сентябрю 2012 года средняя заработная плата педагогов достигнет 23 тысяч 400 рублей.
Но не только заработная плата является основным критерием повышения статуса учителя. По инициативе губернатора было разработано положение об обеспечении педагогических работников жильём. В рамках программы «Социальное развитие села» за десять месяцев 2011 года получили жилищные сертификаты 66 учителей, из них 40 – молодые специалисты. По программе «Молодым семьям – доступное жильё» квартиры выделены 72 педагогам.
Кроме того, в регионе работают и другие инструменты для повышения мотивации педагогов. На днях состоялось награждение лучших учителей. 100 творческих коллективов получили премии по 200 тысяч рублей. 15 лучшим школам вручили по 10 миллионов рублей. Материальное поощрение получили также 100 педагогов начальных классов. Кроме того, со следующего года планируется отмечать лучших воспитателей. 15 миллионов рублей будет заложено в бюджете на оздоровление педагогов.
За ходом модернизации образования наблюдает экспертная комиссия, в состав которой вошли заслуженный учитель, Почётный гражданин Иркутской области Леонид Выговский, и.о. руководителя областной организации профсоюзов в системе образования Валентина Федосеева, представитель областного родительского комитета Александра Назаренко, председатель ассоциации муниципальных образований Вадим Семёнов. Координатором проекта является председатель социально-культурного комитета Законодательного Собрания региона Ирина Синцова.
Она рассказала, с какими трудностями пришлось столкнуться при работе над проектом. «Когда мы начали собирать данные с территорий, оказалось, что под средней заработной платой педагога все подразумевают разное. В итоге получилась не совсем корректная информация, – рассказывает председатель комитета. – К примеру, когда мы озвучили среднюю заработную плату за первый квартал 2011 года – 13,7 тысячи рублей, – сразу получили ответную реакцию от учителей из Иркутска и других южных территорий. Их зарплата оказалась ниже той, что получают жители северных территорий».
Ирина Синцова отметила, что некоторые руководители школ включили в среднюю заработную плату учителей жалованье администрации, технического персонала, хотя речь должна идти только о заработке учителя. Поэтому теперь мониторингом размера заработной платы педагогов ежемесячно занимается Региональный институт развития образования. «Экспертам приходится работать практически пофамильно. Очень подробно анализируются все факторы. Выводится средняя заработная плата по учреждению, потом по территории, а затем по области», – объяснила Ирина Синцова.
Педагоги, которые работают в системе дополнительного образования, педагоги дошкольного обучения пожаловались в министерство образования на то, что повышение зарплаты коснулось только учителей школ, и потребовали, чтобы модернизация образования отразилась и на их карточках расчёта заработной платы. В ответ экспертный совет предложил подготовить аналогичный проект для различных категорий работников образования.
Наибольшую прибавку к зарплате в рамках проекта получили молодые учителя. Из-за этого к экспертам довольно часто обращались педагоги со стажем, зарплата которых не была повышена на 30%, как об этом заявлялось. Таким людям объясняли, что на 30% поднялся фонд заработной платы, но поскольку он распределялся неравномерно, кто-то получил повышение больше, кто-то – меньше. Рассмотрев обращения, эксперты решили скорректировать в сторону увеличения коэффициенты для учителей со стажем.
Естественно, много вопросов у педагогов возникло относительно распределения зарплатного фонда. «Мы встретились с субъективным подходом, – призналась Ирина Синцова. – В тех учреждениях, где руководитель по старинке распределял деньги единолично, мы получили много недовольных людей, которые считают, что их вклад в результаты общего труда значительно выше. Не буду говорить, по каким школам, но у нас были проведены конкретные разбирательства».
По словам организаторов проекта модернизации образования, результаты активной работы в нашем регионе не заставили себя ждать. Недавно директор школы № 5 похвасталась, что в октябре к ней пришли два молодых специалиста с высшим педагогическим образованием, которые до этого работали в банке.