«Чудесные переговоры»
«Серый дом» дал налоговые льготы добывающим компаниям
10,5 млрд. рублей составят выпадающие доходы в 2012–2015 годах по налогу на прибыль в бюджете Иркутской области. Областной парламент решил расширить перечень предприятий, которые имеют льготы по главному налогу. Пока в этот список входят крупные налогоплательщики и организации, занятые добычей топливно-энергетических ископаемых. Налоговики уже заявили, что объём ежегодно выпадающих доходов с 2012 по 2014 год в 2,4 млрд. рублей несопоставим с заявленным прогнозом дополнительных поступлений в 1,8 млрд. рублей. Депутаты взяли паузу для размышлений.
С инициативой о внесении изменений в закон «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» выступил депутат областного парламента, гендиректор ВСГК Алексей Соболь. Его в этом вопросе поддержали областное правительство и депутаты. Соболь предложил расширить перечень льготников за счёт крупных налогоплательщиков (они ранее не могли получить льготу, потому что одно из условий – увеличение стоимости основных средств ежегодно в полтора раза) и организаций, которые занимаются добычей топливно-энергетических ископаемых, а также разными видами химического производства. Взамен крупные предприятия должны проводить инвестирование в основные средства на территории области. Судя по пояснительной записке к закону, сумма выпадающих доходов по налогу на прибыль в 2012–2015 годах составит 10,5 млрд. рублей. Алексей Соболь призвал считать закон документом, не дающим кому-то преференции, а способствующим «существенному увеличению инвестиционного климата в регионе». Алексей Соболь утверждает, что все выпадающие доходы по его вотчине покроются за счёт дополнительных поступлений после окончания льготного периода с 2014 по 2020 год в 1,8 млрд. рублей. В качестве примера он привёл компанию «Верхнечонскнефтегаз», которая в прошлом году заплатила в бюджет Иркутской области 500 млн. рублей налога на прибыль, в этом году – 5 млрд. (при прогнозном плане марта 2011-го в 3,1 млрд.). По оценкам на 2012 год, ожидается около 7 млрд. рублей.
Верхнечонское месторождение стало активно разрабатываться при нулевой ставке по НДПИ, при пониженной ставке экспортной пошлины, сообщил директор филиала «ТНК-ВР Сибирь» Олег Чемезов. Сейчас месторождение даёт 5 млн. тонн нефти ежегодно. Однако ТНК-ВР льгот показалось мало. Чемезов заявил, что благодаря льготе в Иркутской области ТНК-ВР выйдет на разработку 7 млн. тонн и создаст на территории региона «центр нефтедобычи и нефтепритяжения» с выходами с севера Иркутской области на юго-восток Красноярского края и юго-запад Якутии. Чемезов считает, что в первые два года реализации проекта будут выпадающие доходы в 700 млн. рублей. До 2020 года компания намерена дополнительно инвестировать в основные фонды 17 млрд. рублей. «Лимит бюджетирования компании построен таким образом, что мы сегодня имеем в своём финансовом плане около полумиллиарда долларов, рассматриваемых как инвестиции в Иркутскую область. Если льгота не будет принята, мы перераспределим эти деньги в другие субъекты РФ», – пригрозил Олег Чемезов и дал депутатам срок до 1 декабря. «Предоставите вы льготу или не предоставите, компания ВЧНГ будет развиваться своими темпами, а Иркутская область потеряет возможность привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов», – заявил он.
Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области сообщило, что под вводимый льготный перечень кроме ВЧНГ попадают ОАО «Устькутнефтегаз» и ОАО «Компания «Востсибуголь». Только эти предприятия дадут выпадающие доходы с 2012 по 2014 год в 5,7 млрд. рублей. Ещё 842 млн. рублей минусом будет за счёт предприятий, производящих кокс, нефтепродукты и ядерные материалы (АНХК, АЭХК). Совокупные выпадающие доходы по химическим предприятиям – Ангарскому заводу полимеров и Саянскхимпласту – 617 млн. рублей. Как заявил генеральный директор ОАО «Саянскхимпласт» Николай Мельник, его предприятию льготы нужны, чтобы реконструировать завод, который является довольно «пожилым».
В целом в 2012–2014 годах по всем предприятиям потери составят не менее 7,2 млрд. рублей, считают в УФНС. Поскольку УФНС не располагает долгосрочными финансовыми планами предприятий, а финансово-экономическое обоснование к проекту не содержит прогноза дополнительных поступлений, то эффект от инвестирования оценить попросту невозможно. Единственная цифра, которая сейчас известна, – это 1,8 млрд. рублей дополнительных поступлений после того, как льготы закончат своё действие. Но она, по мнению УФНС, «несопоставима» с ежегодными суммами выпадающих доходов в 2,4 млрд. рублей. Налоговики напомнили, что вообще-то предприятия, разрабатывающие новые месторождения, уже имеют нулевую ставку НДПИ. По словам Олега Чемезова, нефтедобытчики намерены добиваться и дальнейшего продления льгот по этому виду налогов на федеральном уровне. УФНС напомнило, что в законопроекте чётко не оговорено, какие предприятия на территории региона можно отнести к «крупнейшим».
Поскольку правительство внесло ещё один закон, предоставляющий добывающим предприятиям дополнительные льготы и по налогу на имущество организаций, у депутатов возник резонный вопрос: а есть ли какие-то методики, по которым «Серый дом» намерен получать социальную и налоговую отдачу от льготников? «АНХК, АЭХК работают в условиях процессинга, перерабатывают сырьё, поставленное другими компаниями, – заметил депутат Юрий Фалейчик. – И фактически объёмы поступлений в бюджет у них регулируются стоимостью процессинга, которую они назначают сами. К сожалению, ни с «Рос-
атомом», ни с Роснефтью у правительства Иркутской области нет соглашения о социальном партнёрстве. И мы не знаем, как поведут себя эти глубокоуважаемые холдинги по отношению к бюджету региона». Фалейчик предложил исключить всех «незаинтересованных» льготников из закона. В ответ представители правительства заявили, что по крайней мере с «Роснефтью» «соглашение есть». Депутаты потребовали представить в ЗС сводку переговоров с энергодобывающими компаниями, которые потенциально попадают под действие закона. Замминистра экономического развития Андрей Пуцик подчеркнул, что с «основными» компаниями соглашения уже подписаны. Но выяснилось, что всё это сделано было ещё в первом полугодии 2011 года, до внесения нынешних поправок. Получается, компании, за исключением инициатора, ВЧНГ, ничего и не обязывались делать в ответ на льготы. Пуцик пообещал в очередном ежегодном соглашении нововведения «скорректировать». «Когда вы нам сможете рассказать про свои чудесные переговоры?» – поинтересовался Фалейчик. Андрей Пуцик предпочёл ответить уклончиво, пообещав представить отчёт «за первое полугодие», но депутаты ждать не намерены. Сегодня они соберут рабочую группу, чтобы ко второму чтению лишних льготников из документа убрать.