В борьбе с системой
Власти реформируют среднее специальное образование
По данным Росстата, уже в 2011 году количество выпускников по гуманитарному направлению превысило потребности рынка труда на 200%, а по экономическому — на 350%. Если эта тенденция сохранится, то в ближайшие годы больше половины молодых представителей перечисленных профессий останутся без работы, говорят эксперты. А вот представители рабочих и технических специальностей, наоборот, пользуются сегодня наибольшим спросом у работодателей. Так, по направлению «металлургия, машиностроение и металлообработка» на 23,5 тыс. выпускников приходится 40 тыс. вакансий, а по направлению «сельское и рыбное хозяйство» при кадровой потребности в 96 тыс. человек рынок труда может предложить лишь 40,5 тыс. выпускников.
Минобрнауки РФ, откликаясь на потребности рынка труда, повышает стипендии учащимся НПО и СПО и определяет число бюджетных мест в учебных заведениях в зависимости от спроса на тех или иных специалистов. В Иркутской области разработана программа модернизации профессионального образования на 2011–2015 годы. Одна из её основных задач — создать новые высокооплачиваемые места для рабочих и в то же время обеспечить приток на предприятия хорошо подготовленных молодых специалистов. В Приангарье в 2011 году на специальности и профессии в учреждения начального и среднего специального образования, по данным регионального министерства образования, поступили более 10 тысяч человек. Из них 1367 собираются стать поварами и кондитерами, 725 – автомеханиками, 455 – воспитателями детских садов, 360 – парикмахерами, 350 – электро- и газосварщиками, 100 – крановщиками, 75 – слесарями-сборщиками авиационной техники.
Для специалистов сегодня очевидно существование серьёзного дисбаланса в отношении спроса и предложения на рынке трудоустройства. С одной стороны, работодатели хотят видеть у себя на производстве грамотных специалистов со знанием современных технологий и высокотехнологичного оборудования, ино-странного языка и с навыками делового общения. Вместе с тем существующая система профессионального образования не всегда соответствует всем требованиям работодателей по подготовке квалифицированных кадров для современного производства. В министерстве образования Иркутской области считают важным на этом этапе наладить механизмы взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями, убедить работодателей в необходимости непосредственного участия в подготовке кадров, возродить престиж рабочих специальностей и разработать систему социальной поддержки молодых специалистов.