издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Эко-логичная столица»

В Иркутске завершается работа над стратегией развития города

«Креативная лаборатория», «мета-университет», «эко-логичная столица России» – такие определения можно было услышать в ходе «мозгового штурма», посвящённого разработке стратегии развития Иркутска до 2025 года. Три дня участники стратегической сессии на турбазе «Прибайкальская» делились своими идеями и выбирали лучшие. Призыв «креативить по полной» они восприняли буквально. В числе звучавших в группах предложений – организовать в Иркутске международный фестиваль кайтинга и даже экспортировать байкальскую воду за рубеж.

«В России не хватает лидеров»

Разработка  стратегии развития Иркутска входит в свою завершающую стадию. По итогам предыдущих экспертных семинаров организаторы процесса выбрали три наиболее перспективных варианта для будущего областного центра. Первый – экологический, в рамках этого варианта можно использовать сильный бренд Байкала. Второй вариант – географический, в этом случае основной упор делается на то, что Иркутск лежит на пути из Европы в Азию. Третий вариант – Иркутск как креативный центр – подразумевает использование идей и инновационного потенциала. 

В работе стратегической сессии приняли участие более 60 человек. Это представители администрации и Думы Иркутска, бизнес-сообщества, учёные и молодые предприниматели. «Это люди, которые активно участвовали в наших мероприятиях, – рассказал председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов. – Все они готовы вкладывать собственные силы и ресурсы в то, чтобы менять существующую ситуацию». В качестве экспертов на сессию были приглашены директор Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, специалист по демографической и миграционной политике Сергей Градировский, генеральный директор Центра промышленного дизайна и инноваций «Астраросса» Сергей Хапров и эксперт по региональному проектированию Ирина Постоленко. Все они участвовали в разработке стратегий регионального, городского и муниципального уровней. 

Говоря о процессах, которые характерны для всей России, Сергей Хапров отметил, что сейчас проектирование будущего не только в России, но и во всём мире идёт при недостаточной интеллектуальной поддержке. Ещё одним трендом последнего времени, по его мнению, является отсутствие лидеров. «Российская нация не готова бороться за свою жизнь: мы «доедаем» Советский Союз и только хотим пожаловаться. Жалуются миллионеры, миллиардеры, водители троллейбусов и учёные. У России большой потенциал, но самый большой провал – в лидерских качествах, причём на всех уровнях: от руководителя бригады до главы крупнейшей корпорации. Именно поэтому важны стратегии развития, они позволяют каждому человеку понять, каков его вклад в жизнь города и что он может сделать, чтобы его увеличить». 

Сергей Градировский рассказал корреспондентам, что в стране, да и во всём мире по-прежнему доминирует западный дрейф, когда Восток отдаёт население Западу. «Люди тяготеют к Центральной московской агломерации, Калининграду и Санкт-Петербургу. В перспективе будет нарастать конкуренция за человеческие ресурсы в городах», – прогнозирует эксперт. Ирина Постоленко выделила три основных тренда, характерных для нынешнего развития российских городов. Первый  – увеличение общественных пространств, предназначенных для торговых и развлекательных площадей, спортивных учреждений, садов и парков. «В СССР существовала система нормирования площадей и квадратных метров, которая не учитывала расширение именно этих сфер», – отметила эксперт. Второй тренд – сворачивание производства в центре городов и вынос его за пределы населённого пункта. «Это более характерно для городов-миллионников, – сказала она. – Третья тенденция – агломерация. Один из моих визитов в Иркутск был посвящён именно этой теме. Сейчас агломерационные процессы наблюдаются в Ростове-на-Дону, Томске и других территориях». 

«Иркутск находится в уникальном положении»

Наталья Аббасова, президент TBWA/Group Moscow – компании, специализирующейся на создании, развитии и продвижении брендов, уверена, что Иркутск находится в удивительном положении. «Большинство городов зачастую не обладает некой уникальностью – местоположением, историей. У Иркутска есть много факторов, с помощью которых в дальнейшем можно построить сильную платформу. Это близость Байкала, образовательный, инновационный потенциал. Полагаю, что и сегодняшняя сессия, и шаги, которые были предприняты ранее, – это, безусловно, правильные инициативы». 

Отвечая на вопрос, насколько активно российские города создают и продвигают собственный бренд, Наталья Аббасова отметила, что пока этот процесс находится в начальной стадии, причём в центральной части страны инициатив больше. Однако есть положительные примеры и на периферии. «Полагаю, что многое зависит от личных качеств, целей и задач руководства города», – сказала наша собеседница. В качестве примера успешного брендирования она привела Малайзию. В 1998 году в стране стартовала разработанная TBWA кампания «Малайзия. Настоящая Азия». Основной задачей было привлечение в страну туристов при условии того, что рядом успешно развиваются сильные конкуренты – Сингапур, Гонконг и другие. Кампания состояла из нескольких этапов, а её стержнем стало то, что только в Малайзии турист сможет погрузиться в настоящее многообразие азиатской культуры – начиная от архитектуры и традиций и заканчивая едой. 

Креативно была решена и задача, поставленная властями города Кракова, – увеличить число посетителей сайта города. Было предложено при-крепить камеры к лапкам городских голубей, а изображение с них в режиме реального времени транслировалось на сайте. Акция вызвала большой интерес в СМИ; лучшие кадры с высоты птичьего полёта вошли в документальный фильм, а число просмотров сайта увеличилось в 300 000 раз. 

«Мы сами конструируем будущее»

Наталья Аббасова стала одним из восьми модераторов для групп, которые работали в течение трёх дней. В течение первого дня участникам сессии предстояло ответить на вопросы: «Что?» (о позиционировании города), «Как и с помощью чего можно это сделать?». Работа в группах шла очень активно, участники с радостью воспользовались предоставленным организаторами правом – креативить по полной. В числе прозвучавших идей  – организовать в Иркутске международный фестиваль кайтинга и даже экспортировать байкальскую воду за рубеж.  Одна из групп предложила позиционировать областной центр как эко-логичную столицу России. «В основном обсуждения связаны с экологией и тем, как сделать город удобным для жизни, понятным и самодостаточным», – поделился своими впечатлениями главный архитектор ГК «Фортуна», заслуженный архитектор России Владимир Стегайло. 

Заместитель руководителя Лиги молодых предпринимателей Иркутска Антон Ефимов отметил, что подобные мероприятия позволяют понять не только то, куда движется город, но и то, какой вклад можно сделать в его развитие. Ведь именно неопределённость зачастую становится причиной того, что люди уезжают из города. В числе идей, озвученных группой, Антон перечислил создание в Иркутске открытого мета-университета, где смогут обучаться все жители областного центра. В его работу включаются все городские  университеты, также будут привлекаться ресурсы из других регионов. Ещё одна идея – сделать Иркутск открытой креативной лабораторией. «Новосибирск – научная столица Сибири, а мы – креативная, – рассуждает молодой человек. – К тому же у нас природа располагает для генерации креативных идей».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры