издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По ту сторону домофона

Железная дверь с домофоном на подъезде давно стала для нас чем-то обыденным. У многих в кармане найдётся ключ-«таблетка», и каждый вспомнит, что при ошибочном наборе номера стоит нажать «решётку», а принудительное закрывание двери выводит доводчик из строя. Но о том, как работают компании, обслуживающие домофоны, большинство из нас осведомлены слабо. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ решил это исправить.

В Иркутске насчитывается свыше 50 организаций, которые занимаются установкой систем ограничения доступа в здания. «Любая компания, которая занимается охранно-пожарной сигнализацией, может установить домофон, в этом ничего сложного нет, – рассказывает директор ООО «Домофон сервис» Андрей Великосельских. – Сложности возникают при обслуживании. Поэтому тех, кто может профессионально заниматься и монтажом, и обслуживанием домофонов, очень мало». По словам директора ООО «Факториал-Иркутск» Людмилы Тихоновой, в прошлом году на рынке было представлено 25 компаний, однако сейчас их стало меньше. Среди тех, кто зарегистрирован в системе «Город», значатся 13 индивидуальных предпринимателей и компаний, устанавливающих и обслуживающих домофоны. ООО «Иркутск-домофон», ООО «Домофон сервис» и ООО «Факториал-Иркутск» являются крупнейшими.

Они работают по всем районам областного центра и за его пределами, кто-то представлен и в других регионах, например в Забайкальском крае. О масштабах этой работы свидетельствует число абонентов: например, у «Домофон сервиса» насчитывается более 50 тысяч клиентов, а у «Факториал-Иркутска» – 35 тысяч, то есть оборудованием компании оснащены более 2 тысяч подъездов. В компании «Иркутск-домофон» количество абонентов не разглашают, ссылаясь на коммерческую тайну. 

Аренда или собственность

Помимо подхода к раскрытию информации, у последней есть и другие отличия от аналогичных организаций. Во-первых, «Иркутск-домофон» устанавливает оборудование с бесконтактными ключами: в отличие от привычной «таблетки», поставляется брелок, с помощью которого дверь можно открыть с расстояния нескольких сантиметров. «Даже если замок заметёт снегом, проблем не будет: поднёс ключ – и код с него считан», – объясняет коммерческий директор компании Илья Золотухин. Во-вторых, дверь вместе с домофонной станцией и установленными в квартирах «трубками» жильцам передают в собственность, а не в аренду. Возможен и вариант «долевого участия»: скажем, если в подъезде на 20 квартир трубки установлены в 12, то оборудование на 60% принадлежит жителям дома, а на 40% – фирме. Представители «Иркутск-домофона» отмечают, что цена установки получается выше, однако в том, что оборудование передаётся в собственность жильцам, есть определённый плюс – при большом долге по абонентской плате снять его компания не имеет права. 

Впрочем, в других фирмах указывают на минусы такой схемы. «Если жильцы покупают оборудование, они полностью несут за него ответственность: охраняют его, следят, чтобы никто его не сломал или не украл, – поясняет Великосельских. – Если это наша собственность, которую они арендуют, то мы за неё отвечаем, причём в договоре прописаны все случаи – от краж до поломок третьими лицами». Его коллега из «Факториал-Иркутска» замечает, что фирмы, продающие жильцам оборудование, а не сдающие его в аренду, тем самым снимают с себя обязательства по его дальнейшему обслуживанию. «Все большие компании – взять хотя бы нас – передают домофоны в пользование людям, – отмечает она. – Абонентская плата взимается именно за аренду, за использование домофонной станции, а техническое об-

служивание – скажем, замена сломанной трубки или повреждённых проводов – производится за наш счёт». Заметим, однако, что компания «Иркутск-домофон», передающая оборудование в собственность, так же как и работающие по иной схеме фирмы, заключает договор на техническое обслуживание, оговаривающий среди прочего вопросы ремонта и восстановления домофонов. 

От топора до шокера

«Скажем, если происходит кража, то в том случае, когда в подъезде всё хорошо и абонентскую плату вносят исправно, мы восстанавливаем оборудование бесплатно», – рассказал Золотухин. По его словам, с кражами «Иркутск-домофону» приходится сталкиваться относительно нечасто: за два года, что компания представлена на рынке, произошло 20–25 хищений, да и воруют чаще всего по мелочи – доводчики или другие элементы. Впрочем, было несколько случаев, когда похищали всю систему: и блок вызова, и электромагнитный замок, и доводчик двери. Но и в этом случае фирма восстанавливала всё оборудование бесплатно.

Однако наибольший интерес домофоны вызывают не у охотников за цветными металлами, а у вандалов. «Чаще всего у нас вырывают провода те люди, которые не подчиняются решению об установке домофона – а по законодательству для его принятия достаточно подписей 51% жильцов, – или ребятишки, которые хотят попасть в подъезд, – сообщает Тихонова. – В одном из подъездов провод постоянно даже не вырывают, а вырубают топором». В «Домофон сервисе» часто сталкиваются с тем, что некоторые народные умельцы открывают замок с помощью электрошокера. «Если разряд слабый, то сработает защита: предохранители перегорят, но панель выстоит, – рассказывает Великосельских. – Но если шокер мощный, то никакая защита не поможет и панель выгорает полностью, вплоть до того, что процессор приходится менять». Кто-то пользуется более «продвинутыми» методами – вводит код разблокировки домофона, найти который можно в Интернете. Проблема в том, что такой способ открытия двери приводит к сбросу программы домофонной станции, так что её приходится заново устанавливать. 

Часто ломают и менее значительные детали – доводчики. Тем более что значительных усилий для этого не нужно: дверь с их масляной разновидностью достаточно закрыть сильнее, чем надо, а с пневматической, которую использует «Факториал», – открыть на слишком большой угол. К поломкам в последнем случае приводит и то, что распахнутую дверь блокируют, засунув камешек или кусок доски в щель между ней и косяком. «Мы клиентам объясняем, что для того, чтобы занести или вынести что-то крупногабаритное, лучше снять доводчик, ведь это довольно просто делается, либо подложить камень или доску под саму дверь», – резюмирует Тихонова.  

Но, видимо, далеко не все следуют этим рекомендациям, да и тех, кто не согласен с решением соседей, набирается немало, так что график у ремонтных бригад домофонных компаний весьма плотный. Допустим, на каждую из семи бригад «Факториала» приходится до 15 вызовов в день. «Загрузка очень большая», – поддержал коллег директор компании «Домофон сервис», абонентов которой обслуживают пятеро ремонтников и один мастер, отвечающий за ремонт панелей. При этом по условиям договора на обслуживание фирмы обязаны провести ремонт в довольно короткие сроки. Скажем, у «Домофон сервиса» они составляют от одного до трёх рабочих дней, не считая дня подачи заявки, а у «Факториала», у которого есть собственное производство в Челябинске и, как след-

ствие, постоянный резерв запчастей, – максимум два рабочих дня. Однако в случае повреждения кабеля регламентированный срок доходит до 10 дней, поскольку приходится заново его перетягивать, разводить по квартирам и подключать к коммутатору. 

Интересно, что за то, что оборудование не работало, в определённых случаях может производиться перерасчёт. Однако сразу стоит оговориться, что произвести его можно только по заявлению самого жильца, да и то далеко не при каждой поломке. Например, если ремонт у клиентов «Домофон сервиса» не был выполнен в течение трёх дней, то абонентскую плату за месяц уменьшают, но для этого необходимо, чтобы в адрес компании поступила заявка о неисправности. «Факториал-Иркутск» делает перерасчёт владельцам ключей от подъезда (с них компания ежемесячно взимает 15 рублей) в том случае, если не работала домофонная станция – панель с кнопками на входной двери, а плату с владельцев «трубок» (таковых обычно около 70%) не взимают, если не работала установленная непосредственно у них система. 

«Не платившие ни разу за два года»

Кстати, сама по себе абонентская плата невелика: у компании «Иркутск-домофон» она составляет от 35 до 45 рублей в месяц в зависимости от установленного оборудования, у «Факториал-Иркутска» колеблется от 39 до 43 рублей, а в «Домофон сервисе» с жильцов пятиэтажных домов взимают 45 рублей, а девятиэтажных – 35 рублей. Тем не менее проблема задолженности для них стоит не менее остро, чем для энергосбытовых или управляющих компаний, плата за услуги которых значительно больше. «У нас есть жильцы, не платившие ни разу за два года», – констатирует Золотухин. 

Борются в домофонных компаниях с задолженностью разными методами. В «Иркутск-домофоне» предпочитают не отключать станции у должников, а звонить им с напоминаниями, отправлять уведомления почтой или через СМС. Злостным неплательщикам направляют предсудебные уведомления, информируя их о долге и последствиях, которые может вызвать его неуплата. Есть в арсенале компании ещё один весомый аргумент – заявки на ремонт оборудования от должников не принимают. К нему прибегают и в «Домофон сервисе», если абонент не вносил плату дольше трёх месяцев, параллельно рассылая уведомления. А «Факториал-Иркутск» попросту отключает от домофонной станции владельцев трубок, накопивших долг более чем за два месяца (учитывая, что компания взимает плату за текущий, а не прошедший месяц, срок фактически увеличивается до квартала). Соответственно, платят они после этого только за пользование ключом от подъезда. Компания также рассылает уведомления, но к более радикальным мерам не прибегает – общий домофон не отключили ни в одном доме. И заявки на ремонт принимают даже в том случае, если из всего подъезда платит только один человек. Правда, абонентам могут тактично объяснить, что если долг не будет погашен, то в следующий раз по их заявке мастер попросту не приедет. И такие меры, как показывает практика, оказывают определённый эффект. «Конечно, есть люди, которые как не платили, так и не платят, а на все претензии предлагают подать на них в суд, – отмечает Тихонова. – У нас есть такое право, если долг превышает 500 рублей, но мы в суды не обращаемся и пока пробуем договариваться с людьми». 

Сила названия

Под конец нашей беседы Людмила Тихонова рассказала об ещё одной проблеме, которая существует на рынке систем ограничения доступа, – наличии недобросовестных фирм-однодневок. «Хотелось бы, чтобы люди не столь доверчиво относились к тем, кто просто приходит и предлагает поставить домофон в подъезд», – высказывает пожелание директор «Факториал-Иркутска». И сразу вспоминается, что на одном из иркутских интернет-форумов несколько пользователей рассказывали о том, как некая мелкая компания собрала деньги за установку домофона, но обязательств не выполнила и попросту исчезла, а найти её по указанному адресу не удалось. Из-за подобной фирмы, кстати, «Факториал-Иркутск» был вынужден взять своё нынешнее название. Ещё полтора года назад он именовался ООО «Иркутские домофоны Факториал» (под этим названием он до сих пор фигурирует в большинстве телефонных справочников), но на рынке появилась компания с похожим названием, обманутые клиенты которой адресовали ему свои претензии. Чтобы избежать подобных недоразумений в дальнейшем, пришлось провести ребрендинг. Практика показывает, что этот ход сработал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры