Новая энергетическая политика
Депутаты ЗС предлагают выработать региональную стратегию развития отрасли
Иркутской области по итогам реформы электроэнергетики и перехода отрасли к рынку удалось сохранить самые низкие в России тарифы на электроэнергию. Их значительного увеличения в дальнейшем специалисты не прогнозируют – ключевые факторы роста исчерпали себя. Тем не менее риски удорожания существуют, в частности если при газификации региона стоимость топлива для энергетиков будет установлена на предложенном «Газпромом» уровне. Без поддержки областных властей сложности возникнут и при развитии новых генерирующих мощностей. Эти тезисы прозвучали в среду на сессии Законодательного Собрания Иркутской области во время «правительственного часа», посвящённого положению дел и мерам по реализации приоритетных направлений модернизации экономики региона. Депутаты, выслушавшие их, посчитали, что властям необходимо вырабатывать собственную энергетическую политику.
Либерализация закончилась, риски остались
После доклада министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Сергея Аникеева, который по большей части был посвящён итогам реализации целевых программ в 2010 году, доклад директора по стратегии и развитию ОАО «Иркутскэнерго» Дмитрия Шумеева был воспринят с гораздо большим энтузиазмом. В значительной степени он касался тарифов на тепловую и электрическую энергию – темы, затрагивающей всех без исключения. И начался с новости, которая может внушить определённый оптимизм: не-
смотря на значительный рост цен в последние годы, регион сохранил одно из своих конкурентных преимуществ – самую низкую в России стоимость электроэнергии. Объясняется это тем, что в энергетике Иркутской области значительную долю занимают ГЭС и на территории региона действует эффективная электросетевая компания. Кроме этого, существуют значительные ресурсы незадействованного оборудования и работает дружественная по отношению к «Иркутскэнерго» сетевая компания, что облегчает присоединение новых потребителей.
«Всё это создаёт для нас условия по привлечению новых энергоёмких потребителей, и мы всем силами рекламируем эти возможности за пределами нашего региона и нашей страны», – заключил Шумеев.
При этом он полагает, что столь высокого роста цен на электричество, как это было во время переходного периода отрасли электроэнергетики (2001 – 2010 годы), в ближайшей перспективе не будет. Дело в том, что к 1 января 2011 года завершилась либерализация рынков электроэнергии и мощности, к тому же увеличение стоимости мощности ограничено предельными уровнями тарифов (price cap), в целях предотвращения резких скачков стоимости энергии законодательно предусмотрены механизмы ценового сглаживания, расходы на реализацию инвестиционных программ государственных энергокомпаний сокращены, государство проводит активную политику сдерживания цен. Тем не менее определённые риски, специфичные для Иркутской области, сохраняются, и часть из них связана с реализацией программы газификации Иркутской области.
«Сама по себе газификация имеет положительные моменты: улучшение экологической ситуации, развитие газопереработки и смежных отраслей, замещение неэффективных котельных, – отметил директор по стратегии и развитию «Иркутскэнерго». – Но, принимая решение в этом направлении, необходимо не забывать о негативных моментах, которые мы видим в большой, а не коммунальной энергетике, – газификация может привести к повышению тарифов на тепло, снижению нашей конкурентоспособности на оптовом рынке и росту цен на электричество». Депутат ЗС Владимир Киреев тут же попросил уточнить, с чем связан прогноз о подорожании тепла на 30% в случае перехода на газовое топливо. Ответ был прост: с ценой, которую предлагает ОАО «Газпром», – 2340 рублей за 1 тыс. куб. м газа. В этом случае себестоимость выработки тепла и электричества на газовых ТЭС будет значительно выше, чем генерация на угольных энергоисточниках. «Мы же предлагаем им заключить с нами долгосрочный контракт с понятной базовой ценой и понятной формулой образования цены, которые гарантируют нам как минимум паритет по отношению к углю», – подчеркнул Шумеев.
Инфляция плюс два процента
Как только речь зашла о стоимости электрической и тепловой энергии, депутаты заметно оживились. Киреева заинтересовал вопрос о том, установлен ли тариф для промышленных предприятий на 2012 год и насколько он вырастет в сравнении с 2011 годом. Индексацию цен на тепло, сообщил Шумеев, отложили до 1 июля 2012 года, а с 1 сентября следующего года последует ещё одно увеличение тарифов, так что средний рост в 2012 году составит около 4,8%. Александр Вепрев, возглавляющий Иркутский авиационный завод, поинтересовался, насколько цены на электро-энергию для юридических лиц будут меняться в течение ближайших пяти лет. «Мы ожидаем, что в ближайшие пять лет тариф будет расти темпами, сходными с инфляцией, плюс 2%, – ответил Шумеев. – Эти 2% связаны с реализацией проектов в рамках ДПМ, которая постепенно будет набирать обороты». Учитывая, что инфляция прогнозируется официальными источниками на уровне 5–7%, тариф будет расти на 7–9% в год.
Депутата Илью Сумарокова, в свою очередь, заинтересовала фраза о том, что в Иркутской области есть свободные генерирующие мощности. «Это действительно так?» – попросил он уточнить. Оказывается, число часов использования установленной мощности для ТЭЦ «Иркутскэнерго» составляет 30–40% от возможного (ГЭС полностью срабатывают водоток), так что нагрузку на них можно увеличить на 60%. А председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова спросила Шумеева о перспективах развития ветровой и солнечной генерации в регионе. «Очень интересная тема, которая в последнее время нашла поддержку на уровне Минэнерго, – отреагировал тот. – Сейчас готовится целый пакет мер в поддержку таких проектов, заключающихся, грубо говоря, в том, что государство будет доплачивать за каждый киловатт-час, произведённый на возобновляемых источниках энергии. Связано это в первую очередь с тем, что такие технологии пока неконкурентоспособны в сравнении с традиционными». В разговор вмешался заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин, сообщивший, что первый такой проект за счёт средств областного бюджета уже реализуется в селе Онгурён Ольхонского района. На то, чтобы построить там комбинированную ветроэлектростанцию мощностью 150 кВт, в 2011 году выделено 25 млн. рублей. По словам вице-спикера, запустить её планируют в следующем году.
Откровенно о перекосах
Завершая дискуссию, Юрий Фалейчик предложил поблагодарить директора по стратегии и развитию «Иркутскэнерго» за то, «что он блестяще проиллюстрировал все недостатки реформы электроэнергетики в своём докладе». По мнению парламентария, Иркутская область, которая не была включена в систему РАО «ЕЭС», пострадала от неё в большей степени, чем все другие регионы. «Рынок, по сути, ничем не ограничен, нет пределов для роста тарифов на электроэнергию, – резюмировал Фалейчик. – Так что необходимо вырабатывать свою энергетическую политику, которая была бы вторична по отношению к развитию промышленности в области».
С последним утверждением согласилась и председатель ЗС Людмила Берлина, предложившая направить стенограмму «правительственного часа» губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву, чтобы он с ней «ознакомился, посмотрел и выбрал какие-то стратегии». «Комитету по собственности [и экономической политике ЗС] также нужно рассмотреть эти вопросы, мы должны искать пути развития нашего региона, – добавила она. – Интересы нашего богатого региона никто, кроме нас, живущих в Иркутской области, защищать не будет». Это касается не только тех предложений, что высказали депутаты, но и пожеланий энергетиков. Речь идёт об ускорении строительства сетевой инфраструктуры для передачи электроэнергии с Ленской ТЭС в Усть-Куте, о введении социальной нормы потребления энергоресурсов для населения, о приватизации ОГУЭП «Облкоммунэнерго», о дотациях на работу электрокотельных и разработке системы критериев экономической состоятельности арендаторов или концессионеров объектов ЖКХ.