Байкал в иллюминаторе
Вчера в космос полетел наш земляк Анатолий Иванишин
Вчера с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-ФГ» с кораблём «Союз ТМА-22». В экипаже космического корабля – россиянин Антон Шкаплеров, американский астронавт Дэниел Бербэнк и наш земляк, иркутянин, подполковник ВВС Анатолий Иванишин.
Напомним, что это первый пилотируемый полёт после возобновления Роскосмосом запусков ракет-носителей «Союз-У», приостановленных в августе этого года из-за аварии транспортного корабля «Прогресс». Новый экипаж должен сменить на орбите своих коллег из состава предыдущей экспедиции МКС и выполнить в ходе очередного длительного полёта ряд научно-прикладных исследований и экспериментов.
Накануне старта специальный корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда» связался с Анатолием Иванишиным, завершающим подготовку к полёту на космодроме Байконур.
– Анатолий Алексеевич, вы родились и выросли в Иркутске. Сейчас вас что-то связывает с родным городом?
– Конечно. Я родился в Иркутске, закончил там школу, здесь живут мои родители, мои друзья. Раз в год, в крайнем случае раз в два года, я приезжаю в Иркутск. Я учился в 11-й школе и, как сейчас, помню знакомый с детства маршрут. Идёшь по Киевской, потом на Карла Маркса и дальше на улицу Сухэ-Батора. Кстати, в этом году 25 лет нашего выпуска. Помню наших учителей: Иду Моисеевну Курилову, Ангелину Михайловну Пакулову, Тамару Петровну Свидину.
– Как становятся космонавтом? Было ли осознанное желание «хочу быть космонавтом» или «хочу летать»? Или просто так сложилась судьба?
– Скорее, можно говорить о том, что было осознанное желание «хочу летать». Я дважды поступал в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков, чтобы не терять время, год отучился в Иркутском политехническом институте, но добился своего. «Хочу в космос» появилось позже, уже после окончания училища. Я узнал от товарищей, что в отряд космонавтов объявлен дополнительный набор, и со второй попытки у меня получилось.
– Вы начинали службу в ВВС в непростое время. В девяностые многие бросали военную службу, уходили в коммерсанты. Не было искушения махнуть на всё рукой и заняться бизнесом, например?
– Время было действительно непростое, но бросить службу у меня поползновений не было.
Чтобы чувствовать себя увереннее, я решил получить ещё одну специальность и поступил на заочное отделение в Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и благополучно его окончил. Правда, поработать программистом не получилось. Так уж вышло, что я одновременно защитил диплом и в этот же день меня проинформировали, что Роскосмос рекомендовал меня к зачислению в отряд космонавтов.
– Интересное сочетание: военный лётчик, лётчик-космонавт и специалист по информационным системам. Это как-то помогает осваивать новую технику?
– Я не первый космонавт, окончивший МЭСИ. Просто когда пришло понимание, что в жизни полезно что-то менять, куда-то двигаться, рядом оказался мой товарищ и сослуживец по отряду космонавтов, кстати, тоже иркутянин, Дмитрий Кондратьев. Он тоже учился в МЭСИ, так что долго над выбором я не задумывался: Дима знал, куда ехать, и я поехал.
– Кстати, Дмитрий Кондратьев в мае этого года вернулся из космической экспедиции. Отряд космонавтов-иркутян растёт…
– Да, как на дрожжах. По двое за год…
– В программу подготовки к полёту входит ознакомление с американской техникой. Какие впечатления от NASA и американской техники? Кто круче: астронавты или космонавты?
– МКС – это международный проект, в котором участвуют не только США, но и Европейское космическое агентство, Канада, Япония, в общей сложности 15 стран, и я не собираюсь выяснять, кто здесь круче. Наша цель – успешная командная работа, направленная на выполнение поставленных задач и обеспечение работоспособности всех сегментов станции.
Действительно, длительный этап подготовки к экспедиции на МКС проходил в Соединённых Штатах. От тренировок в Хьюстоне впечатление осталось хорошее. Если честно, знакомиться со страной было для меня не менее интересно, чем изучать американское «железо», которое, по сути, основано на тех же принципах, что и наше, хотя и работает немножко по-другому.
– Что чувствуете перед полётом? Волнуетесь или, как хладнокровный профессионал, зажали эмоции и нацелены на выполнение конкретных задач?
– Я – человек неэмоциональный. Тем более сейчас много работы, думать особенно некогда. Нельзя, конечно, сказать, что космонавты ничего не чувствуют. Мне уже приходилось готовиться к полётам в составе дублирующего экипажа. Есть традиция: когда экипажи отправляются на стартовую площадку, они оставляют автограф на двери номера, потом батюшка окропляет экипаж, и под музыку «Трава, трава у дома…» они выходят и садятся в автобус. Так вот именно в этот момент эмоции всё равно просыпаются. Но всему своё время, сейчас мы напряжённо готовимся к полёту.
– Когда газета выйдет в свет, вы уже будете на орбите. Что вы пожелаете своим землякам-иркутянам?
– Всем иркутянам я желаю сибирского здоровья, хорошего настроения и оптимизма.