«Собственникам памятников нужен стимул»
Замминистра культуры РФ предложил поощрять восстановление исторических зданий налоговыми льготами
Систему охраны памятников нужно менять, уверен замминистра культуры РФ Григорий Ивлиев. По его мнению, владельцев исторических зданий давно пора не только наделять обязанностями, но и предоставлять им льготы, которые смогут ускорить процесс реставрации объектов. Механизм стимулирования собственников памятников уже прописан в поправках к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которые не раз подвергались жёсткой критике экспертов и депутатов Госдумы. Почему законопроект всё-таки должен быть принят и как он позволит спасти ценные объекты, Григорий Ивлиев рассказал на X Всероссийском съезде органов охраны памятников истории и культуры в Иркутске.
«Нужно создать условия, когда у собственников, в том числе властей, будет стимул сохранять объект, а не просто жажда получить его и уничтожить. Чтобы они обладали не только обязанностями, но и мотивацией к восстановлению памятников, – заявил Григорий Ивлиев. – Мы предложили соответствующие изменения, которые позволят приспособить часть памятников к современному использованию, обяжут владельцев сохранять предметы охраны и памятники архитектуры». Основной способ заставить владельцев делать то, чего они охотно избегают, – предоставить им налоговые льготы. В частности, уже принята норма, которая освободила собственников от уплаты 18% НДС на все виды реставрационных работ.
«К сожалению, другое наше предложение не нашло поддержки – речь о налоговых имущественных вычетах при покупке объектов культурного наследия. Такие вычеты прописаны в законодательствах европейских стран, США и Канады. Механизм нужен, чтобы создать действительный интерес во владении историческими зданиями. Он позволяет компенсировать часть расходов собственника, – сказал замминистра. – В нашем законе мы детально прописываем эту меру, однако она по-прежнему требует пояснений». Налоговые вычеты, по словам Ивлиева, «это не льгота богатому собственнику на его имущество», как считают общественные организации и даже фискальные органы. «Мы говорим о компенсации расходов, которые уже понесены владельцем. В отличие от существующего бюджетирования реставрации, когда деньги даются наперёд, последующая компенсация более выгодна и контролируема. Мы будем по-прежнему её отстаивать, чтобы не просто говорить о заинтересованности, а создать реальный экономический интерес», – добавил замминистра. Опасность злоупотреблений, признал он, остаётся, но «налоговики не должны препятствовать использованию механизма, который зарекомендовал себя во всём мире».
В защиту поправок, автором которых является сам Ивлиев, он добавил, что они сделают органы охраны «ближе к обществу», «снимут многие противоречия в их взаимоотношениях с правоохранительными структурами и собственниками». В частности, предусмотрено увеличение сроков уголовного наказания и размеров административных штрафов за разрушение памятников. «Мы сделали их максимально возможными в рамках действующих кодексов. Конечно, рамки законов сдерживают наши предложения, но после принятия поправок мы сможем поработать над отдельными изменениями и ужесточением наказания», – сказал замминистра.
Принятию изменений в 73-ФЗ, считает Ивлиев, препятствует желание учесть в нём буквально всё. «Сложилось мнение, что закон очень легко пройдёт, поэтому его решили наполнить большим количеством позитивных норм. В результате в законопроекте учтены различные предложения, в том числе религиозных организаций. Ввели в закон всё, что касается археологических памятников. Последняя дискуссия была связана с жилищем в памятниках. Нас просят разобраться, каким образом подключить программу по переселению из ветхого и аварийного жилья к жилищу в памятниках. Из-за того, что мы вынуждены всё время дополнять законопроект, работа над ним затянулась», – сказал чиновник. Тем не менее «протолкнуть» в пакет поправок всё, что касается памятников, так и не удалось. Отдельно пришлось вносить законопроект об исторических поселениях, которые расширяют зону охраны культурного наследия и защищают среду памятника.
Ещё одна преграда для поправок – противостояние между субъектами и центром. Законопроект, по словам Ивлиева, не был принят Госдумой во втором чтении, поскольку «нет уверенности, что твёрдые правила охраны, которые предлагаются, будут реализованы в сегодняшней экономико-правовой ситуации в регионах». «Сейчас мы пытаемся выстроить такое соотношение полномочий между субъектами и центром, которое бы исключило возможность разрушения памятников. Если нам удастся так сделать, это будет большой шаг вперёд», – полагает Ивлиев. Впрочем, оппоненты замминистра уже не раз критиковали его законопроект и по другим позициям. В том числе за то, что понятие «приспособление» предлагается заменить на «реконструкция», а это якобы «развяжет руки» застройщикам. Кроме того, поправки предусматривали возможность Минкульта РФ снять памятник с охраны, однако под давлением независимых экспертов эту норму исключили из законопроекта. Ивлиев признал, что общественные формы контроля за использованием объектов культурного наследия должны развиваться. Тем более что вскоре у экспертов появится широкая база для этого: регионы начнут издавать государственный доклад о состоянии памятников. Ивлиев отметил, что госдоклад – документ, который будет обсуждаться во всём мировом сообществе и даст почву для оценки не только состояния культурного наследия, но и работы самих органов охраны.