Далеко возить не надо
«М2» выяснял, почему Иркутской области не грозит зависимость от импорта стройматериалов
Медленный рост строительной индустрии «защищает» Иркутскую область от экспансии китайского импорта. Ещё несколько лет назад, во время докризисного повышения объёмов жилищного строительства, о поставках основных конструкционных материалов из-за рубежа говорили как о единственном спасении отрасли. Но сегодня спроса на китайскую или турецкую продукцию нет, и искать на рынке привозной цемент сложно и не нужно, признают строители.
Экспансия китайского импорта, к которой уже привыкли многие отрасли, на рынке строительных материалов не отражается. Однако происходит это не благодаря конкурентоспособным качествам отечественных стройматериалов, а из-за низкого спроса на них. Данные Росстата показывают, что в Иркутской области объём работ по виду деятельности «строительство», до 2008 года росший на 20–30% ежегодно, в кризисный период сокращался пропорциональными темпами и сегодня едва достигает былых показателей. Пока о высоком спросе, граничащем с дефицитом, остаётся только вспоминать. Ввод в действие жилых домов, увеличившийся в 2007 году на 70%, заставлял задуматься, чем покрывать потребность в стройматериалах. Тогда в Байкальский регион хлынули поставки цемента из Китая, занявшие прочные позиции на рынке Забайкальского края и Бурятии. Однако, как отмечают представители отрасли, даже во времена возросшего импорта ввезённые стройматериалы использовались в основном на мелких объектах, так как качество китайского цемента ставило под сомнение его масштабное использование и крупные производители предпочитали местный материал.
Несмотря на оживление отрасли, которое показывает статистика (ввод в действие жилых домов за январь– сентябрь вырос на 21%), сегодня низкие темпы строительства делают поставки продукции издалека невыгодными. По данным Ассоциации строителей России, с 2008 года ввоз цемента из Турции и КНР сократился более чем в четыре раза и сегодня его доля на рынке составляет только 5–7%. Опрос представителей транспортных компаний Иркутска и области показал, что с докризисного периода перевозки основных материалов на дальние расстояния практически не ведутся. Старший консультант «ВЭД Бизнес-Консалтинг» Алексей Магер говорит, что до 2008 года предприятие возило из КНР и цемент, и арматуру, но сейчас спрос на российском рынке снизился, а цены на стройматериалы в самом Китае выросли. По некоторым данным, средняя стоимость тонны цемента там составляет порядка трёх тысяч рублей, а затраты на таможенное оформление грузов и их перевозку делают цены сопоставимыми с местными. Кроме того, этот материал непригоден к длительной перевозке, уже через месяц хранения он может опуститься в марке, а значит, подешеветь. Перевозчики напоминают также, что невыгодной перевозку делают ограниченные возможности морских портов и железнодорожной инфраструктуры.
Автоперевозчики признают, что с трудом вспоминают, когда доставляли что-либо из основных строительных материалов. «В прошлом году мы из Китая вывозили гораздо больше и овощей, и товаров народного потребления, в целом перевозок стало меньше примерно вполовину. Когда в последний раз возили стройматериалы, я не скажу, это было давно. Сейчас это невыгодно», – отмечает коммерческий директор ООО «Фура» Андрей Ефимов. Единственным стройматериалом, который Иркутская область практически полностью вынуждена завозить из-за пределов региона, является листовое стекло. Дальние перевозки этой высокотехнологичной продукции оказываются рентабельными, особенно с учётом того, что на территории СФО нет крупных современных производств, а имеющиеся стекольные заводы выпускают устаревшую продукцию, непригодную для производства стеклопакетов.
Иркутский представитель компании AKFA, занимающейся консалтингом и поставкой товаров из Китая, Алексей Воротынцев сообщил, что сейчас основной ввоз сводится к товарам народного потребления: «В строительной сфере несколько раз в год поступают заказы на особые виды товара. Могут заказать трубобур или какое-нибудь другое оборудование. В основном мы выполняем именно такие заказы». Как отмечают некоторые перевозчики и строители, большим спросом пользуются не материалы, а оборудование. По данным одной из компаний, за последние два года резко вырос спрос на ввоз техники для заводов по производству бетона и стеновых блоков из него. Эти данные подтверждают и цифры Иркутскстата: в прошлом году изготовление на территории региона газо-, фибро-, перлитобетонных блоков выросло в 22 раза, значительно потеснив кирпичные производства, тоже находящиеся на грани банкротства. Продолжают возить из Китая и более экзотичное оборудование, например фонтаны.
Представители компаний-застройщиков подтверждают мнение перевозчиков и сообщают, что закупки ведут на внутреннем рынке, а необходимости обращаться за помощью к импортёрам у них нет. Вопросами ввоза конструкционных стройматериалов не озабочены и местные органы власти. По признанию экспертов, одной из сегодняшних проблем на внутреннем российском рынке является отсутствие межрегионального планирования экспортно-импортных операций. Однако, как показывает практика ведущих строительных компаний региона, сегодня они имеют доступ ко всем необходимым материалам. «Самое главное, арматура и бетон – отечественные», – говорят строители.
Более того, местные производители основных материалов, таких как цемент, щебень, гравий, песок и глина, готовы выпускать больше продукции, чем сегодня, и гипотетический рост спроса их не пугает. Проектная мощность одного только «Ангарскцемента» составляет 1 млн. 200 тыс. тонн продукции в год. По прогнозам, в этом году уровень производства на комбинате может достигнуть 750 тыс. тонн, в прошлом году он выдал на четверть меньше этого показателя. Долю «Ангарскцемента» на рынке Иркутской области сегодня оценивают в 85%, «довозят» цемент из Красноярского края и Бурятии. В целом, говорят строители, сегодня цемента в регионе достаточно. Хватит его и при резком увеличении темпов строительства. По оптимистичным прогнозам, его максимальное потребление в Иркутской области с учётом дорожного строительства в будущем году может достичь миллиона тонн. Иркутские предприятия нерудных материалов, выпускающие песок, гравий и щебень для производства бетона, также высоко оценивают собственный потенциал. По мнению участников рынка, при необходимости они смогут увеличить добычу, ещё не вышедшую на докризисный уровень, в несколько раз. Однако, как отмечают эксперты, пока застройщики не дают предпосылок к значительному увеличению спроса, а значит, не предвидится роста ни импорта, ни объёмов местного производства.