издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Далеко возить не надо

«М2» выяснял, почему Иркутской области не грозит зависимость от импорта стройматериалов

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Медленный рост строительной индустрии «защищает» Иркутскую область от экспансии китайского импорта. Ещё несколько лет назад, во время докризисного повышения объёмов жилищного строительства, о поставках основных конструкционных материалов из-за рубежа говорили как о единственном спасении отрасли. Но сегодня спроса на китайскую или турецкую продукцию нет, и искать на рынке привозной цемент сложно и не нужно, признают строители.

Экспансия китайского импорта, к которой уже привыкли многие отрасли, на рынке строительных материалов не отражается. Однако происходит это не благодаря конкурентоспособным качествам отечественных стройматериалов, а из-за низкого спроса на них. Данные Росстата показывают, что в Иркутской области объём работ по виду деятельности «строительство», до 2008 года росший на 20–30% ежегодно, в кризисный период сокращался пропорциональными темпами и сегодня едва достигает былых показателей. Пока о высоком спросе, граничащем с дефицитом, остаётся только вспоминать. Ввод в действие жилых домов, увеличившийся в 2007 году на 70%, заставлял задуматься, чем покрывать потребность в стройматериалах. Тогда в Байкальский регион хлынули поставки цемента из Китая, занявшие прочные позиции на рынке Забайкальского края и Бурятии. Однако, как отмечают представители отрасли, даже во времена возросшего импорта ввезённые стройматериалы использовались в основном на мелких объектах, так как качество китайского цемента ставило под сомнение его масштабное использование и крупные производители предпочитали местный материал.

Несмотря на оживление отрасли, которое показывает статистика (ввод в действие жилых домов за январь– сентябрь вырос на 21%), сегодня низкие темпы строительства делают поставки продукции издалека невыгодными. По данным Ассоциации строителей России, с 2008 года ввоз цемента из Турции и КНР сократился более чем в четыре раза и сегодня его доля на рынке составляет только 5–7%. Опрос представителей транспортных компаний Иркутска и области показал, что с докризисного периода перевозки основных материалов на дальние расстояния практически не ведутся. Старший консультант «ВЭД Бизнес-Консалтинг» Алексей Магер говорит, что до 2008 года предприятие возило из КНР и цемент, и арматуру, но сейчас спрос на российском рынке снизился, а цены на стройматериалы в самом Китае выросли. По некоторым данным, средняя стоимость тонны цемента там составляет порядка трёх тысяч рублей, а затраты на таможенное оформление грузов и их перевозку делают цены сопоставимыми с местными. Кроме того, этот материал непригоден к длительной перевозке, уже через месяц хранения он может опуститься в марке, а значит, подешеветь. Перевозчики напоминают также, что невыгодной перевозку делают ограниченные возможности морских портов и железнодорожной инфраструктуры.   

Автоперевозчики признают, что с трудом вспоминают, когда доставляли что-либо из основных строительных материалов. «В прошлом году мы из Китая вывозили гораздо больше и овощей, и товаров народного потребления, в целом перевозок стало меньше примерно вполовину. Когда в последний раз возили стройматериалы, я не скажу, это было давно. Сейчас это невыгодно», – отмечает коммерческий директор ООО «Фура» Андрей Ефимов. Единственным стройматериалом, который Иркутская область практически полностью вынуждена завозить из-за пределов региона, является листовое стекло. Дальние перевозки этой высокотехнологичной продукции оказываются рентабельными, особенно с учётом того, что на территории СФО нет крупных современных производств, а имеющиеся стекольные заводы выпускают устаревшую продукцию, непригодную для производства стеклопакетов.   

Иркутский представитель компании AKFA, занимающейся консалтингом и поставкой товаров из Китая, Алексей Воротынцев сообщил, что сейчас основной ввоз сводится к товарам народного потребления: «В строительной сфере несколько раз в год поступают заказы на особые виды товара. Могут заказать трубобур или какое-нибудь другое оборудование. В основном мы выполняем именно такие заказы». Как отмечают некоторые перевозчики и строители, большим спросом пользуются не материалы, а оборудование. По данным одной из компаний, за последние два года резко вырос спрос на ввоз техники для заводов по производству бетона и стеновых блоков из него. Эти данные подтверждают и цифры Иркутскстата: в прошлом году изготовление на территории региона газо-, фибро-, перлитобетонных блоков выросло в 22 раза, значительно потеснив кирпичные производства, тоже  находящиеся на грани банкротства. Продолжают возить из Китая и более экзотичное оборудование, например фонтаны.   

Представители компаний-застройщиков подтверждают мнение перевозчиков и сообщают, что закупки ведут на внутреннем рынке, а необходимости обращаться за помощью к импортёрам у них нет. Вопросами ввоза конструкционных стройматериалов не озабочены и местные органы власти. По признанию экспертов, одной из сегодняшних проблем на внутреннем российском рынке является отсутствие межрегионального планирования экспортно-импортных операций. Однако, как показывает практика ведущих строительных компаний региона, сегодня они имеют доступ ко всем необходимым материалам. «Самое главное, арматура и бетон – отечественные», – говорят строители. 

Более того, местные производители основных материалов, таких как цемент, щебень, гравий, песок и глина, готовы выпускать больше продукции, чем сегодня, и гипотетический рост спроса их не пугает. Проектная мощность одного только «Ангарскцемента» составляет 1 млн. 200 тыс. тонн продукции в год. По прогнозам, в этом году уровень производства на комбинате может достигнуть 750 тыс. тонн, в прошлом году он выдал на четверть меньше этого показателя. Долю «Ангарскцемента» на рынке Иркутской области сегодня оценивают в 85%, «довозят» цемент из Красноярского края и Бурятии. В целом, говорят строители, сегодня цемента в регионе достаточно. Хватит его и при резком увеличении темпов строительства. По оптимистичным прогнозам, его максимальное потребление в Иркутской области с учётом дорожного строительства в будущем году может достичь миллиона тонн. Иркутские предприятия нерудных материалов, выпускающие песок, гравий и щебень для производства бетона, также высоко оценивают собственный потенциал. По мнению участников рынка, при необходимости они смогут увеличить добычу, ещё не вышедшую на докризисный уровень, в несколько раз. Однако, как отмечают эксперты, пока застройщики не дают предпосылок к значительному увеличению спроса, а значит, не предвидится роста ни импорта, ни объёмов местного производства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры