Улитку Сальвадора Дали сломали по дороге в Иркутск
Приблизительно 112 графических работ, мини-скульптур и тарелок, расписанных собственноручно великим мастером сюрреализма Сальвадором Дали, с конца текущей недели выставляются в здании филиала краеведческого музея. Их привёз в Иркутск екатеринбургский бизнесмен, коллекционер живописи и просто меценат Александр Шадрин. По его словам, выставка Дали колесит по просторам РФ уже более пяти лет, но нашему городу повезло увидеть на полсотни работ больше, чем видели другие. О превратностях долгой дороги Александр поведал «Иркутскому репортёру».
Странное хобби Александра Шадрина – устраивать выставки классиков сюрреализма и абстракционизма. Екатеринбургский бизнесмен-миллионщик нашёл неожиданное применение своим капиталам. Сам он, отвечая на вопрос, зачем этим занимается, отвечает просто: «Есть свободные деньги».
– Мы разговариваем с сыном, во что вложить деньги. Он предлагает: давай купим яхту. А я отвечаю: зачем нам яхта, её можно в аренду взять, давай лучше ещё картину купим, – рассказывает Александр Шадрин.
Дорогостоящим хобби он занялся в 1993 году, когда начал вывозить свою коллекцию живописи, в которой сейчас находится порядка пятисот работ разных мастеров, в города России. Но признаётся, что до сих пор не заезжал так далеко – восточнее Красноярска.
С начала 1990-х он финансировал выставки Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного, Пикассо, Шагала, Кандинского, нонкомформистов-шестидесятников.
Но подготовкой к выставке работ Дали (читай – покупкой картин этого художника) он озаботился ещё в 1998 году. Признаётся, что любит мастера с подросткового возраста:
– У всех картин есть собственная энергетика, она может сильно влиять на глубоко чувствующего человека. Я, например, не могу долго воспринимать работы Пикассо – у него в картинах содержится очень жёсткая сексуальная агрессия. Он женщин имел, но не любил. А Дали – как ребёнок.
Для покупки работ Сальвадора Дали ему пришлось продать часть своей коллекции: гравюры Пикассо, 45 из 60 работ Шемякина… Он обращался в несколько галерей, где были аккумулированы произведения художника, но в главной из них, в испанском фонде Дали, ему сразу отказали – сам автор запретил вывозить эти работы за пределы страны. Поэтому основной фонд выставки он покупал у коллекционера Бенджамина Леви, бывшего юриста Сальвадора Дали, а по совместительству владельца Парижского и Лондонского музеев художника. 82-летний старик понимал, что его жена и дочери-наследницы не проявляют интереса к коллекции, и решил сам пристроить её в надёжные руки.
Вторая часть коллекции, гравюры, была куплена у Пьера и Кристофера Аржиле – коллекционеров, отца и сына, которые в 1998 году первыми устроили выставку Дали в Третьяковской галерее. Вывоз работ в Россию был сложным и хлопотным делом. Сначала ни одна европейская страховая компания не соглашалась их страховать – настолько пропащая у России репутация. В результате гравюры застраховали в США. Для погашения страховых взносов меценату пришлось продать несколько квартир и часть коллекции.
Когда наконец в Екатеринбурге открылась первая экспозиция, оказалось, что по пути из Швеции был отколот кусок постамента у скульптуры «Улитка». Западные СМИ на это отозвались заголовками «Работа Сальвадора Дали пострадала в России» и «Русские наступают: раньше покупали на Западе замки и футбольные команды, теперь вывозят культурные ценности».
Сумму сделки, кстати, меценат озвучить отказался – из соображений безопасности. В Иркутск приехали около 112 работ Дали. Это на полсотни больше, чем было представлено в других городах с начала разъездных выставок с 14 августа 2006 года, потому что в эту экспозицию вошли работы, закупленные только в мае этого года и ещё не выставлявшиеся на территории России, кроме Санкт-Петербурга.
В краеведческом музее выставлены не все работы – девять рамок в дороге разбилось, но, по счастью, сами картины упаковываются отдельно от рам, поэтому не пострадали. Зато досталось многострадальной «Улитке»: при разгрузке на иркутском вокзале её так брякнул оземь, что постамент раскололся пополам. Также при развешивании картин в зале откололся угол стеклянного покрытия на картине «Потерянный рай». «У вас полы хорошие, но скользкие», – деликатно прокомментировал это происшествие владелец.
– Поэтому я и не заезжал никогда дальше Красноярска – очень опасная для картин дорога, – говорит Александр Шадрин. – Теперь мы планируем показать эту выставку в Хабаровске и Владивостоке.
Кстати, все работы не только застрахованы, но и зарегистрированы в Росохранкульте как национальное культурное достояние России. Это, в частности, значит, что, хотя картины и принадлежат коллекционеру, он не имеет права вывозить их за границу более чем на два года и может продавать их только на территории нашей страны.