издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кругобайкалка закругляется

Прогулочному маршруту по КБЖД грозит губительное сокращение перевозок

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Туристическое сообщество пытается разобраться с ситуацией на историческом участке железной дороги. Прогулочные поезда курсируют по нему уже много лет, но с октября этого года стоимость однодневной путёвки, позволяющей проехать вдоль южной оконечности Байкала и полюбоваться видами озера, выросла вполовину. Произошло это из-за того, что маршрут признали коммерческим и лишили права на областную субсидию по покрытию убытков на пригородных пассажирских перевозках. Спрос на путешествия по Кругобайкалке быстро снижается, и в ближайшее время услуга может потерять рентабельность. Опасения вызывает и возможный отказ Восточно-Сибирской железной дороги от содержания этого нестратегического участка. По мнению экспертов, закрытие движения по КБЖД имеет реальные перспективы и Иркутская область может лишиться одного из лучших туробъектов.

Дорогая субсидия

Компания «Кругобайкальский экспресс», обслуживающая прогулочный маршрут, существует с 2003 года и до недавнего времени работала с ВСЖД на основании договора. Дорога являлась балансодержателем подвижного состава и имела право на осуществление пригородных пассажирских перевозок, а туроператор нанимал персонал, составлял экскурсионную программу и продавал готовый продукт. Схема изменилась с началом нового этапа реформы РЖД, по которой неприбыльные пригородные перевозки больше не будут субсидироваться за счёт грузовых и станут отдельным видом деятельности. Для этого создана Байкальская пригородная пассажирская компания, которая в мае получила лицензию на перевозку. Её учредителями стали Иркутская область, обладающая 50% плюс одной акцией, и ВСЖД. 

О проблеме с финансированием маршрута стало известно в начале года, когда региональное министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи исключило туристические перевозки из объёма дотационных, оставив в списке только поезд-«мотаню», который обеспечивает транспортной связью местных жителей. Как пояснили тогда в министерстве, в соответствии с федеральным законодательством областной бюджет не имеет права субсидировать туристические маршруты, а содержание КБЖД как объекта культурного наследия должно идти за счёт средств федерального бюджета. 

Когда «Кругобайкальский экспресс» начал сотрудничать с Байкальской пригородной компанией, стало понятно, что ценовую политику придётся менять, рассказала «Конкуренту» гендиректор турфирмы Анастасия Павлова.  «В связи с изменениями перевозка пассажиров теперь должна идти на основании договоров аренды. По калькуляции, которую нам предоставила БППК, аренда подвижного состава в зависимости от его вида будет нам стоить от 90 до 490 тысяч рублей за один рейс. Поскольку в начале года у нас уже были договорённости с иностранными туристами, мы не могли повысить стоимость путёвок, в разгар сезона это стало бы катастрофой. Тогда ВСЖД приняла решение и взяла расходы на себя, поэтому летом мы смогли проездить на старых условиях, по ценам, которые озвучивали турфирмам в начале года», – говорит Анастасия Павлова. 

С начала октября туроператор пошёл на повышение цен. Стоимость однодневной путёвки, которая до этого составляла 1 тыс. 350 руб. с человека, достигла 2 тыс. руб. Клиенты стали массово отказываться от запланированных поездок, и месячный пассажиропоток по сравнению с октябрём прошлого года сократился в два раза. При этом в «Кругобайкальском экспрессе» отмечают, что цена в две тысячи рублей тоже не приведёт к окупаемости и рыночная стоимость поездки должна быть выше. Сейчас руководству компании предстоит решить, как быть с перевозками в несезон. 

Нерентабельный маршрут

«С октября по май туристический маршрут становится нерентабельным, это может привести к его отмене. Снизится периодичность движения и летом. Если до этого мы делали четыре–шесть рейсов в неделю, то в следующем сезоне вынуждены будем сократить их количество до двух–четырёх, и то при стопроцентной загрузке. В целом сделать перевозки по КБЖД прибыльными за счёт туристов не представляется возможным», – констатирует Павлова. Сложная ситуация и с более дорогим двухдневным маршрутом «Байкальский круиз», предлагающем путешествие в ретровагонах, которые тянет паровоз. Услуга пользуется спросом среди иностранных гостей, однако сейчас стоит вопрос о полном выведении поезда из эксплуатации. По мнению экспертов, закрытие движения по КБЖД имеет вполне реальные перспективы и Иркутская область может лишиться одного из узнаваемых и любимых в России и за рубежом туристических брендов, связанных с Байкалом. 

Поезда, курсирующие по КБЖД, официально являются не туристско-экскурсионными, а ускоренными пригородными, однако руководитель «Кругобайкальского экспресса» признаёт их коммерческое предназначение. Анастасия Павлова считает, что в данном случае выходом из ситуации могло бы быть изменение тарифов, по которым высчитываются размеры субсидий, а не полная их отмена. Понятна и логика министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи, которое считает, что областной бюджет не может компенсировать перевозки туристов. Однако, по мнению участников рынка, маршрут имеет не только коммерческую, но и социальную направленность, что нужно учитывать при решении вопроса с господдержкой. Ежегодно по КБЖД проезжают около 25 тысяч человек, и большинство из них – жители Иркутской области с низкими и средними доходами, пенсионеры и бюджетники, которые не могут позволить себе более дорогой отдых.  

Уникальная судьба

Ежегодные расходы ВСЖД на содержание Кругобайкалки, утверждает Анастасия Павлова, составляют 150 миллионов рублей, за счёт туристических перевозок дорога получает за год около 5 миллионов. По информации источников, знакомых с ситуацией, ВСЖД, действуя в рамках реформирования системы, близка к тому, чтобы отказаться от обслуживания исторического участка, не несущего прибыли. КБЖД является историко-архитектурным ландшафтным заповедником, в качестве памятника архитектуры и градостроительства входит в список объектов историко-культурного наследия общероссийского значения.  Более 500 сооружений признаны памятниками инженерного искусства, зарегистрировано 16 памятников археологии,  а также 46 природных и ландшафтных. Уникальная дорога, проложенная в скалах, нуждается в заботливом отношении и финансировании. Сейчас расходы несёт ВСЖД, однако реформа делает будущее КБЖД  неопределённым. 

Конкретных ответов на вопросы о сохранении дороги региональное правительство и ВСЖД пока не дают ни журналистам, ни представителям туриндустрии, ни Законодательному Собранию области. Известно, что в этом месяце в РЖД и органы государственной власти, в том числе в Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ, поступят письма от ЗС и Сибирской Байкальской ассоциации туризма. Стороны просят разобраться в вопросах дальнейшей эксплуатации КБЖД и сохранения её как туристического маршрута.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры