Право первой двери
Мне непонятно поведение водителей маршруток. Они напоминают цезарей на закате Римской империи: плебс ими недоволен, «бруты» точат ржавые ножи, всё вообще катится в тартарары, а они в ус себе не дуют. Так и маршрутчики. Нарушают правила – пусть с ними ППС разбирается. Громко музыку включают – ладно, у нас и самих лужёная глотка. Хамят – ничего, нас не перехамишь. Но мерзкое качество перевозок плавно перерастает в количество недовольных пассажиров. Мне очень нравится ездить на маршрутках. Но тут не выдержал и я. Последней каплей стало «право первой двери».
Корень зла в том, что водитель и пассажир по-разному воспринимают маршрутку. Пассажир уверен, что он садится в средство общественного транспорта – такое же, как автобус, трамвай или троллейбус. А водитель при этом твёрдо убеждён, что он сажает пассажира – в такси. Чуть ли не в личную машину, делая ему при этом огромное одолжение. Поэтому любые замечания водитель воспринимает как личное оскорбление. То есть ты ему говоришь: «Сделайте, пожалуйста, музыку потише!», а он слышит: «Заткнись, скотина!» И возмущается сообразно…
До сих пор была разумная альтернатива – можно было сесть в «большой» автобус. Не нравятся теснота, нарушения ПДД, хамоватый водитель – садишься в «Космос» и едешь неторопливо, но спокойно. А если сделал выбор в пользу раздолбанной «Кии», то тут уж кто кого перегорланит.
Но что делать, если вас в машину не пускают? Тут моя терпимость и бесконфликтность заканчиваются. Я тоже – потребитель. У меня тоже есть права. Вы можете себе представить ситуацию, чтобы вагоновожатый в трамвае вылез из своей конуры, подошёл к вам и заявил: «Я не хочу, чтобы вы сидели на этом кресле. Выметайтесь».
Так почему же тогда водители маршруток запирают первую дверь?! Какого чёрта?! Почему водитель общественного транспорта за меня решает, где мне сидеть? Это – не его салон! Это – мой салон! Он для меня придуман, предназначен и создан. Водитель в нём имеет право только на одно кресло – своё, водительское. И если ему хочется ехать рядом с красивой девушкой, то пускай он снимет свои жёлтые номерные знаки и подвозит только тех, кто ему на глаз ляжет.
И это только кажется несущественным. На самом деле вопрос стоит о соблюдении наших прав, а в данном конкретном случае – о грубом их нарушении. Ведь никто не позволит продавцу формировать очередь за кефиром на свой вкус: «Вы мне глубоко несимпатичны, поэтому будете последним, а эта девушка радует мой глаз, пропустите её вперёд, к прилавку!» Так же и в общественном транспорте – есть, ну, или должны быть определённые правила отношений между водителем и пассажиром. И первое такое правило – водитель должен только крутить руль. Он не должен определять качество пассажирской массы и формировать её на свой вкус. Пусть радуется тому, что ему вообще доверили почётное право доставлять этих достойных граждан от дома до работы и обратно. Не нравится – пусть, как Остап Бендер, переквалифицируется в управдомы.
Если мы позволяем водителю общественного транспорта определять, кому где ехать, то в конечном счёте мы признаём за ним право определять, кому в нём ехать вообще. То есть, садясь в маршрутку, вы соглашаетесь, что водитель в ней – царь и бог, а вы для него – бесправное средство заработка. А это – неправильно. Учитывая общее количество прочих мелких претензий к этому виду транспорта, «право первой двери» создаёт ту критическую массу, когда народное возмущение, например моё, рискует перестать быть контролируемым.
Это, конечно, мелочь. Но для меня это та самая капля, которая переполнила чашу желчи. Получается, что не они для нас, а мы для них. Не они существуют, чтобы перево-зить нас с места на место, а мы существуем для них, чтобы отдавать свои деньги и при этом не вякать, что машина разваливается, в салоне грязно, водитель курит, музыка орёт. И впереди, на пассажирском сиденье, около водителя «едет воздух».
P.S. Движимый чувством глубокой личной мстительности, я дозвонился до Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области и уточнил – да, именно они разбираются со случаями, когда водители маршруток грубо попрали права своих пассажиров или просто нанесли им личное оскорбление. Поэтому, если вы попали в такую ситуацию, запомните пару телефонов: приёмная управления – 209-140. Начальник – Валерий Елизаров.