Лёгких дорог и хороших грузов!
Огромный «БелАЗ-7555», весящий с грузом угля около восьмидесяти тонн, двигался удивительно плавно. Не чувствовалось ни толчков, ни тряски, лишь покачивание на неровностях дороги. Несмотря на то что спидометр показывал сорок километров в час, скорости почти не ощущалось, казалось, что мощная машина едва передвигается. Не было даже самого чувства движения – казалось, мы не едем, а плывём.
– Необычное ощущение? – с улыбкой спросил водитель «БелАЗа» Виктор Финашин, с которым мы познакомились несколько минут назад. – Всё дело в том, что машина действительно огромна, весит с грузом прилично, потому так и движется. Большие колёса и мягкая подвеска скрадывают мелкие неровности дороги.
На новом «БелАЗе» Виктор Финашин, водитель второй автоколонны Мугунского участка «Тулунугля», работает всего около месяца, перевели его на эту машину как одного из лучших водителей. До этого крутил баранку здесь же, на Мугунском, только на старом «БелАЗе». Грузоподъёмность старого – 27 тонн, нового – 55. И габариты почти в два раза больше, но вот управляется новая машина гораздо легче. Гидроусилитель рулевого управления позволяет крутить руль буквально одним пальцем, как на японской иномарке. Передачи переключаются так же легко – можно включить автоматику и вообще не думать о переключении. Правда, Финашин предпочитает переключать передачи сам. Автоматика хороша на длинных и однообразных участках пути, а где такие возьмёшь на разрезе?
С автомобилями у Виктора Финашина связана буквально вся жизнь. Сразу после окончания школы в посёлке Евдокимово в Тулунском районе, где и родился, уехал молодой парень в Казахстан к родственникам. Там окончил курсы, стал водителем, возил пассажиров на автобусе. В 1992 году перешёл работать в управление тогда ещё строящегося Мугунского разреза. На разных автомобилях возил необходимые для строительства грузы, а со временем пересел на «БелАЗ».
– На старых «БелАЗах» тоже можно было работать, надёжная машина, – рассказывает Виктор. – Ну а новый выше всяких похвал, на совесть сделали. В кабине у меня установлен даже мини-компьютер, который показывает всю необходимую информацию – количество выполненных рейсов, вес перевозимого груза и другое.
Шесть новых 55-тонных автомобилей «БелАЗ-7555» появились на Мугунском участке «Тулунугля» в нынешнем году. Четыре уже работают на разрезе, ещё два собирают после транспортировки с завода-изготовителя на монтажной площадке Мугунского участка, через несколько дней их также введут в работу. Назначение новых машин – возить грунт на участке автомобильной вскрыши, созданном здесь в прошлом году. Впрочем, три старых 27-тонных «Бел-АЗа» тоже используются тут – не простаивать же технике.
– Обычно перевозкой грунта в отвал на участке автовскрыши мы и занимаемся, – продолжает рассказ Виктор Финашин. – Но вот уже второй день возим уголь на угольный склад, созданный недавно на нашем участке. Там нужно создать запас топлива – шестьдесят тысяч тонн. Понятно, что нашими мощными машинами сделать это проще и быстрее. Вот сейчас, например, мы везём 35 тонн, почти в четыре раза больше, чем «КамАЗ». Ну а когда закончим, вернёмся на прежнее место работы.
Действительно, «БелАЗами» необходимый запас угля на складе создавать сподручнее и быстрее. За двенадцатичасовую смену каждая машина делает по десять–двенадцать рейсов, а это уже порядка 360 тонн. Три смены – тысяча. Несколько дней – и задание выполнено. Груда угля на складе уже высится приличная, примерно половина работы сделана. Бульдозер на колёсном ходу укладывает привезённый «БелАЗами» уголь в высокий штабель, чтобы он хранился более компактно. В общем, кипит работа.
После разгрузки на угольном складе мы с Виктором Финашиным разворачиваемся и едем за очередной порцией на погрузку. В забое шустрый японский экскаватор Komatsu быстро наполняет огромный кузов «БелАЗа» углем. Экскаватор сигналит: погрузка закончена. На небольшом дисплее мини-компьютера, установленного в кабине самосвала, вы-свечиваются цифры, показывающие вес груза, – 36 тонн. Машина может везти и больше, но грузить уже некуда, кузов заполнен доверху. Удельный вес угля меньше, чем у грунта, потому и входит его в кузов по объёму столько же, сколько и грунта, а вот по весу раза в полтора меньше.
– Всё в этих машинах хорошо, – говорит Финашин, – двигатели мощные, управление лёгкое, в кабинах комфортно. Одно плохо – дороги у нас для них не очень пригодны. Вес машины вместе с грузом, когда мы возим грунт в отвал, – около сотни тонн. Такая махина проедет – любую дорогу продавит. А разрез у нас расположен в болотистой местности, обводненность большая, грунты слабые. Приходится постоянно заниматься подсыпкой щебня на дороги. Вот сегодня мы работаем всего полдня, а дорога к угольному складу в одном месте уже просела. Ещё несколько рейсов, и проехать там будет невозможно, надо сообщать началь-ству.
Уверенно ревёт под капотом «Бел-АЗа» мощный дизель; машина, вздымая пыль, движется к угольному складу. Летом все основные дороги на Мугунском участке поливают водой, чтобы от пыли избавиться. Осенью пыль приходится терпеть: польёшь дорогу, а ночью всё замёрзнет – как потом ездить по «катушке»? Интересно смотреть вокруг: встречные «ЗиЛы» и «КамАЗы», из легковушки воспринимающиеся огромными машинами, из высокой кабины «БелАЗа-7555» смотрятся чуть ли не игрушечными. Подъезжаем к просевшему участку дороги. Финашин включает вторую передачу и осторожно преодолевает препятствие. Да, действительно, ещё несколько рейсов, и проехать здесь вряд ли будет возможно, надо вызывать грейдер. На угольном складе самосвал легко поднимает огромный кузов, груз высыпается, куча угля получается внушительный. Опять разворачиваемся, едем на погрузку. На повороте к диспетчерской Мугунского участка Финашин останавливает машину, я делаю несколько фотоснимков, и мы прощаемся. Спускаюсь по лестнице из кабины, машу рукой. В ответ раздаётся мощный гудок, и «БелАЗ» мягко трогается с места. До конца смены ещё часов шесть, работать да работать. Удачи, водитель! Лёгких дорог и хороших грузов.