издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Камера пишет

Пролить свет на издевательства в иркутской полиции помогла видеозапись

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Вечером 3 октября в отделении полиции № 5 на улице Фурье царила домашняя атмосфера: сотрудники наводили порядок, ходили по коридору с полотенцами, пили газировку, разговаривали и курили. И, судя по их спокойствию и будничным лицам, всё происходящее было для полицейских делом привычным. Никого не смутил и тот факт, что в этот день поступившего в отделение молодого человека избили до полубессознательного состояния и выставили на улицу. Полицейские чувствовали себя уверенно, не подозревая, что сцены насилия зафиксировала видеокамера, установленная в коридоре. О существовании устройства все знали, но думали, что оно не работает. Именно это помогло получить видеозапись – главное доказательство вины правоохранителей.

Потерпевший – 25-летний житель Маркова, инвалид второй группы – после всего, что с ним случилось, не побоялся обратиться за защитой в органы. Заявления в оперативно-розыскную часть по собственной безопасности ГУ МВД и в Следственный комитет по Иркутской области он написал, как только позволило состояние здоровья. С его слов стало известно, что 3 октября он, чтобы уехать домой, дожидался маршрутку на остановке Бытовая. Там на него напали несколько человек и начали бить. Очевидцы вызвали полицию. Подъехавшая патрульно-постовая служба нарушителей уже не застала, а пострадавшего забрали в отделение для выяснения личности, где так «некстати» и сработала видеокамера. О том, как развлекался в тот вечер личный состав ОП № 5, рассказывает запись, которую во время проверки удалось изъять Следственному комитету. 

Сорокаминутное видео, попавшее в руки журналистов и частями распространившееся в Интернете, сначала кажется бессюжетным. Мы видим коридор, несколько дверей, сотрудников в форме и то, как они мирно о чём-то беседуют. Через некоторое время одна из дверей открывается и появляется некрупный мужчина в лёгкой куртке, которого ещё через минуту один из полицейских на глазах у всех внезапно швыряет об стену. Группа сослуживцев смотрит на это спокойно, продолжая курить, а мужчину отводят в другой конец коридора и усаживают на лавку. В последующие полчаса, которые зафиксировала камера, пострадавшего, скованного наручниками, начнут бить кулаками в лицо, повалят и будут пинать. Наиболее равнодушные полицейские будут просто перешагивать через человека. Правда, найдётся среди них и один «участливый», который поправит на парне курточку и усадит обратно на лавку. 

В течение первых минут побоев поступивший в отделение ещё мог стоять на ногах, но после серии методичных пинков со стороны участкового Ивана Шипицына потерял сознание. Как приехавшая «скорая» помогала мужчине, неизвестно, потому что действие происходило в кабинете. Видно лишь, что два врача пробыли в нём ровно минуту и поспешно вышли. Через несколько минут, так же спокойно, как били, мужчину выставили за дверь. Проверка показала, что полицейские не составили ни одного документа в отношении потерпевшего. По бумагам получается, что его и вовсе не было в отделении. Вызывает сомнения, что простой житель Маркова мог бы доказать свою правоту, если бы не запись видеокамеры. 

За скромным фасадом отделения скрывается будничное отношение к насилию

Первым под уголовное преследование попал 28-летний участковый уполномоченный ОП № 5 УМВД России по Иркутску Иван Шипицын. Его задержали по подозрению в превышении должностных полномочий с применением насилия. Следственный комитет настаивал на аресте задержанного, но по решению суда мужчину освободили под подписку о невыезде. Как заявляют в ГУ МВД, принято решение о его увольнении. Позже дело было возбуждено в отношении ещё двоих: следователя того же отдела Василия Загорьяна и инспектора патрульно-постовой службы полиции Евгения Глацунова. Они также подозреваются в превышении должностных полномочий. 

По словам представителя СК Владимира Саловарова, в ходе расследования будет дана правовая оценка действиям или бездействию других сотрудников. ГУ МВД по Иркутской области свою оценку уже вынесло. В среду под руководством замначальника ведомства Игоря Самохвалова в Иркутске прошло офицерское собрание, на котором присутствовали руководство городской полиции и сотрудники ОП № 5. Начальник инспекции по личному составу Юрий Кругляков признал, что подобные случаи «перечёркивают работу тех, кто честно выполняет свой долг», и напомнил, что повышение до старшего уполномоченного Шипицын всё-таки не получил, потому что в его личном деле имелся факт нарушения служебной дисциплины. 

С заявлением о неправомерных действиях Ивана Шипицына в полицию обращалась педагог Нина Рютина. Как оказалось, участковый для улучшения показателей составил подложные протоколы о привлечении женщины к административной ответственности за различные правонарушения. Несмотря на поступившее обращение, Шипицын не понёс наказания за истечением срока давности. 

Мать участкового, судья по уголовным делам Октябрьского районного суда Иркутска Евгения Шипицына, характеризует сына положительно. По её словам, в их семье, где отец также работал в органах, существовал культ милиции: «Он сам выбрал эту работу, и я не верю в то, что мой ребёнок мог кого-то бить. Сейчас сын находится на больничном, проходит стационарное лечение, поэтому я удивилась, когда узнала, что руководство ГУ МВД приняло решение о его увольнении. Вероятно, это станет предметом отдельного судебного разбирательства». Евгения Шипицына также добавила, что в настоящее время работает в обычном режиме и не уполномочена обсуждать вопрос о своей возможной отставке. Альбина Загорьян, по предварительной информации мать Василия Загорьяна, раньше работала в Иркутском областном суде, а сейчас является членом коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда. В ведомстве заявили, что сейчас она находится в командировке и для комментариев недоступна.      

Как стало известно в момент вёрстки номера, руководство управления МВД приняло решение об увольнении шестерых сотрудников ОП № 5, понижении в должности трёх руководителей и привлечении к дисциплинарной ответственности ещё шестерых полицейских. Пока ведомство не готово огласить их фамилии. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры