издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Автоколонна движется к банкротству

В арбитраже рассматривается заявление о несостоятельности областного предприятия

ОАО «Автоколонна 1880», 100% акций которого принадлежит Иркутской области, оказалось под угрозой банкротства. Заявление о признании его несостоятельности подал перевозчик ООО «Экспресс-Трэйд»: ему госпредприятие задолжало 2,5 млн. рублей. Рассмотрение дела назначено на 8 ноября. Некоторые собеседники «Конкурента» почти уверены, что банкротство – закономерное состояние, к которому сама автоколонна планомерно двигалась последние годы: сокращала количество рейсов, передавала выполнение маршрутов коммерческим перевозчикам и копила долги перед ними. Сотрудники госпредприятия, опасаясь за свою работу, начали рассылать письменные обращения к властям и уже готовы перейти к публичным протестам. Между тем руководство автоколонны накопленные долги отрицает, считая её «стабильно работающим акционерным обществом».

«Стало плохенько» 

Генеральный директор ООО «Экспресс-Трэйд» Валерий Кокорин сам много лет проработал в «Автоколонне 1880». «Наблюдая, как предприятию катастрофически не хватает подвижного состава, я организовал «Экспресс-Трэйд», где объединил частных перевозчиков, чтобы закрывать расписание автоколонны и прекратить частные нелегальные перевозки на междугородних маршрутах», – рассказывает Кокорин. К 2010 году на его предприятие работали 52 машины. В тот момент «Автоколонна 1880» взяла на себя в основном диспетчерские услуги и продажу билетов, за что частники платили ей 15% от выручки за перевозку пассажиров и 50% за перевозку багажа. «При этом себестоимость продажи одного билета со-

ставляла всего 12,75 рубля, включая  диспетчерское сопровождение и использование площадки», – отметил Кокорин. «В автоколонне давно всё стало плохенько. Не берусь судить, почему так вышло, но перевозками занялись в основном коммерческие фирмы, а автоколонна взяла на себя диспетчеров и продажу билетов, – подтвердил  заместитель председателя ассоциации транспортных предприятий города Иркутска Алексей Колмаков. – За свои услуги предприятие берёт процент плюс заключает договоры на перевозки. Коммерческим фирмам это сейчас по многим причинам делать проще, к примеру из-за налогообложения». Несмотря на то что условия сотрудничества с автоколонной «Экспресс-Трэйд» считал несправедливыми, он их выполнял. 

Кризис наступил 26 мая 2010 года, когда «Автоколонна 1880» перестала перечислять деньги за работу частников. «Экспресс-Трэйд» не получал оплату почти два месяца. Долг областного предприятия за это время составил 2,5 млн. рублей. По словам Кокорина, не желая возвращать средства, «Автоколонна 1880» решила избавиться от неугодного перевозчика: министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области (отвечает за работу автоколонны) отозвало согласование на осуществление регулярных перевозок пассажиров, которое выдало неделей ранее. И хотя позже иркутские антимонопольщики признали действия министерства неправомерными (это решение подтвердил и апелляционный суд), «Экспресс-Трэйд» «переехал» в аэропорт, откуда теперь отправляются его автобусы в Усть-Кут, Нижнеудинск, Железногорск, Хужир и Усть-Илимск. 

 Возврат в судебном порядке 

Не рассчитывая вернуть долг мирным путём, «Экспресс-Трэйд» обратился в арбитраж и в июне 2011 года выиграл у «Автоколонны 1880» иск на 2,5 млн. рублей.  Однако решение суда не подействовало: задолженность так и не была погашена. В начале октября «Экспресс-Трэйд» направил заявление о признании автоколонны банкротом. По словам Кокорина, у областного предприятия есть задолженности и перед другими игроками, работающими на рынке междугородних перевозок. «ИП Доркин –  500 тысяч рублей, ИП Жаров – 1 миллион рублей,  ИП Петрова – 300 тысяч рублей, ИП Лебедев – 900 тысяч рублей, ИП Дуберштейн – 1,2 миллиона рублей», – перечисляет он предприятия, которым автоколонна не выплатила обещанные средства. По неофициальным данным Кокорина, «кредиторка» автоколонны составляет приблизительно 49 млн. рублей. Единственным  перевозчиком, последовавшим примеру «Экспресс-Трэйда», обратившимся в суд и выигравшим иск на 980 тыс. рублей, стал ИП Безруков, который с сентября по  декабрь 2010 года доставлял пассажиров по маршруту Иркутск – Усть-Илимск, но денег за свою работу так и не увидел. Последнее, что было получено от госпредприятия, – обещание исправить ситуацию. «Но никаких решений в пользу дела предприятие так и не приняло. При этом они пишут, что закончили год с прибылью более чем 100 тысяч рублей. Хорошо так отчитываться: говорить про прибыль, умалчивая про растущие долги. Не понимаю только, почему кредиторы не хотят возвращать  свои долги через суд», – отметил Кокорин. 

В попытке разрулить ситуацию перевозчики пока предпочитают обращаться в другие инстанции. В письмах они апеллируют к президенту, депутатам, областному правительству. В ухудшении состояния «Автоколонны 1880» они обвиняют руководителей предприятия – братьев Андрея и Алексея Асадчих из Пскова. «С момента их появления начинается планомерное разрушение транспортной системы области, откровенно направленное на создание монополии в сфере пассажирских перевозок», – говорится в одном из обращений перевозчиков. Они утверждают, что для достижения этой цели используются все средства – «от уговоров и угроз до административных рычагов». В частности, в обращении указано, будто перевозчиков, которые осуществляют посадку-высадку пассажиров на территории автовокзала, автоколонна обязала заключать договоры с фирмой «Альфа-Капитал». Всего, говорится в письме, с февраля 2010 года руководство «Автоколонны 1880» привлекалось шесть раз к административной ответственности за нарушение законодательства, в том числе транспортного. Впрочем, по словам Валерия Кокорина, многочисленные обращения к властям остаются без ответа. 

К бунту перевозчиков присоединились и сотрудники «Автоколонны 1880». «Когда в мае сменилось руководство, на предприятии начались проблемы с работой. Мы перестали получать зарплату в полном объёме, прекратилось выполнение многих межмуниципальных рейсов, резко увеличился штат офисных работников. Со стороны руководства чинятся препятствия для заключения коллективного договора, – говорится в письме сотрудников автоколонны в региональную автодорожную службу (РАДА). – Безграмотное и непрофессиональное управление предприятием привело к тому, что в настоящий момент оно практически не выполняет междугородние рейсы». По словам руководителя РАДА Виктора Григорова, после этого обращения в апреле 2011 года он направил письмо губернатору Иркутской области с просьбой разрешить напряжённую ситуацию в автоколонне, однако ответа не получил.  

«Распространённая практика шантажа»

Тем временем в «Автоколонне 1880» категорически отрицают  задолженность перед «Экспресс-Трэйдом». «С нашей точки зрения, Четвёртый арбитражный апелляционный суд принял решение незаконно, необоснованно, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Кроме того, считаем, что при рассмотрении дела в апелляционном суде были неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права», – заявил  генеральный директор ОАО «Автоколонна 1880» Андрей Асадчий. По его словам, представители ОАО «Автоколонна 1880» намерены доказывать тот факт, что сумма, представленная для погашения задолженности, явно завышена. «Ранее руководитель истца являлся ответственным работником автоколонны и параллельно совладельцем «Экспресс-Трэйда» и имел доступ к внутренней документации автоколонны. Документы, представленные в суд, на наш взгляд, не в полной мере доказывают сумму объявленной задолженности. Более того, «Экспресс-Трэйд» в настоящее время не отрицает того факта, что многие перевозки осуществлялись при отсутствии утверждённых паспортов маршрутов», – сказал Асадчий. Он добавил, что намерен подать кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Заявление о возможном банкротстве автоколонны, по мнению Асадчего, это «вполне распространённая практика, к которой прибегают контрагенты, пытаясь шантажировать предприятия».  «Контрагенты зачастую во время финансовых споров с компаниями, принадлежащими частным лицам, начинают прибегать к практике банкротства, – отметил он. – В связи с этим в министерстве имущественных отношений Иркутской области заявление ООО «Экспресс-Трэйд» не рассматривают как реальный повод для банкротства ОАО «Автоколонна 1880». Это не более чем очередная попытка дестабилизировать обстановку на предприятии». 

Убыточное предприятие Асадчий называет «стабильно работающим акционерным обществом».  По его данным, в первом полугодии 2011 года выручка автоколонны составила около 7,5 млн. рублей. «Это не намного меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данное снижение вызвано тем, что в первом квартале проходил процесс обновления подвижного состава, в связи с чем перевозки пассажиров по некоторым маршрутам не осуществлялись», – пояснил Асадчий. Несмотря на стабильную выручку, автоколонна по итогам работы за шесть месяцев 2011 года получила убыток, который «вызван ремонтом автовокзала». «Стоимость работ составила 30 миллионов рублей. Напомним, что ремонт автовокзала производился исключительно за счёт собственных средств предприятия», – сказал Асадчий. При этом, со-гласно прогнозным планам предприятия, к концу 2011 года автоколонна ожидает получить положительный финансовый результат. Впрочем, признал гендиректор, на предприятии действительно «существует ряд проблем, накопленных за многие годы, которые необходимо решать».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры