Украинская классика на иркутской сцене
Иркутский музыкальный театр имени Загурского открыл свой очередной театральный сезон каскадом премьерных спектаклей, но если мюзиклы «Цезарь и Клеопатра» и «Багдадский вор», показанные зрителям в конце предыдущего сезона, автоматически перешли в сезон новый, то оперетта Алексея Рябова «Сорочинская ярмарка» является абсолютно премьерной.
Написанная более семидесяти лет тому назад оперетта «Сорочинская ярмарка» является по сути первым украинским классическим произведением в этом жанре. В основу либретто оперетты драматурги Леонид Юхвид и Михаил Авах положили замечательную повесть Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», и это избавляет меня от необходимости излагать содержание. Замечу только, что драматурги очень осторожно, с большим чувством такта и уважения к классику перенесли повесть в опереточный жанр, сохранив все основные сюжетные коллизии повести, её национальный колорит и традиции украинского народа.
Композитор Алексей Рябов за свою творческую жизнь создал более тридцати оперетт («Ночь в июне», «Чудесный край», «Свадьба в Зорянке»), но «Сорочинская ярмарка» была первой украинской опереттой, где композитору удалось счастливо соединить традиции европейской венской оперетты с традициями украинского народа и музыкальными особенностями его музыкально-драматического театра, за что он и стал закономерно родоначальником украинского опереточного жанра. Сто пятьдесят пять лет, как нет в живых Алексея Рябова, практически все его оперетты пока в архиве жанра, но к «Сорочинской ярмарке» не ослабевает интерес и она с железной закономерностью последовательно появляется на сценических подмостках музыкальных театров.
В Иркутске также не впервой обращаются к украинской оперетте. Ещё в бытность теперешнего музыкального театра в статусе театра музыкальной комедии на сцене последнего блистали народные артисты Николай Загурский и Виктор Жибинов, заслуженная артистка Вера Пясковская, и список этот можно было бы продолжить, ибо театр в ту пору изобиловал талантами.
Нынешнюю постановку оперетты Рябова осуществила режиссёр Ирина Мякишева, которую иркутский зритель привык знать в ранге актрисы музыкального театра. Что ж, приятно отметить: растут люди!
Мякишева справедливо посчитала, что авторы оперетты – талантливые и умные люди, которых не след ей, режиссёру, дописывать, изменять Гоголя, Юхвида и Аваха, прикрываясь щитом современности и распространённым сегодня в театре сакраментальным «А я так вижу!». И потому сегодняшняя «Сорочинская ярмарка» представляет во многом реанимацию весёлой оперетты в духе и традициях прошлых лет, но с новыми актёрами и в новой сценографии. Мы говорим об этом не в ущерб режиссёрской работе Мякишевой, потому что ей удалось создать ансамблевый спектакль с яркой индивидуализацией образов, зажигающе весёлый и оптимистичный, хотя во многом теряющий из-за некачественной микрофонизации и излишнего педалирования крика народных масс.
Конечно, оперетта – о любви, возникшей стремительно, развивающейся бурно и победоносно завершающейся. Герои этой любви – Парася и Грицко – симпатичные и обаятельные, но в них, на мой взгляд, мало сегодня того любовного накала, той всеобжигающей страсти, что и составляет их героический дуэт. Оперетта, как всегда, выигрывает за счёт второстепенных и условно отрицательных персонажей. В центре актёрских удач – колоритная Хивря в талантливом воплощении Елены Бондаренко. Мы не раз отмечали её удивительное ощущение жанра, её оглушительный темперамент, умение превращать каждую встречу со зрителем в любом образе в фейерверк поз и интонаций. Вот и в нынешней «Сорочинской ярмарке» актриса убедительно демонстрирует весь арсенал своего редкого в театре оперетты таланта.
Под стать Хивре–Бондаренко попович Афанасий Иванович в изобретательном, как всегда, исполнении Владимира Яковлева. Неожиданно ярок в характерной роли кума Цыбули Александр Айдаров и беспредельно забавен Николай Мальцев в роли Солопия Черевика. Новая премьера театра представляет собой долгожданное празднично-живописное зрелище с выразительным орнаментальным оформлением, захватывающей вокально-танцевальной стихией, хорошим текстом и по-хорошему весёлое.