Химическая реакция
Несколько тысяч жителей Саянска поставили подписи под обращением в адрес региональных и федеральных властей, а также руководства компании ОАО «Роснефть» с требованием решить проблему с поставками этилена градообразующему предприятию ОАО «Саянскхимпласт». Сбор подписей был инициирован руководством компании, которая таким образом решила привлечь внимание чиновников к данному вопросу. Трудности при заключении договоров на поставки этилена у «Саянскхимпласта» возникают не первый год. При этом проблема может дополнительно обостриться ещё и в связи с тем, что в перспективе Ангарский завод полимеров, являющийся монопольным поставщиком сырья для предприятия, может закрыться на реконструкцию.
Ситуацию, которая складывается сейчас среди населения Саянска в связи с возможным прекращением поставок этилена на ОАО «Саянск-химпласт», первый зампред правительства Иркутской области Владимир Пашков охарактеризовал как «колоссальное напряжение». Связано оно с тем, что в своё время Саянск уже пережил остановку химического производства, которая имела серьёзные социальные последствия. И теперь население опасается повторения ситуации более чем десятилетней давности.
Между тем, как следует из переговоров с руководством ОАО «Саянскхимпласт» и ОАО «Роснефть», являющегося собственником Ангарского завода полимеров (нефтехимический блок Ангарского НПЗ и основной производитель этилена в регионе. – «Конкурент»), пока реальной угрозы остановки производства и прекращения поставок сырья не существует. По данным областного правительства, модернизация нефтехимического производства в Ангарске будет проводиться в рамках федеральной целевой программы и начнётся не ранее 2016 года. При этом альтернативного источника поставки этилена на предприятии нет.
Но, как выяснилось, напряжение в городе сегодня сохраняется и по другим причинам. По словам заместителя генерального директора ОАО «Саянскхимпласт» Николая Лазуткина, проблема не сводится к возможному прекращению поставок этилена в будущем. «С 2007 года, когда Роснефть стала владельцем Ангарского завода полимеров, у нас ни одного года не было с ними нормального долгосрочного юридического договора, оговаривающего объёмы и сроки поставки этилена. Поэтому ситуация никогда не была лёгкой, а сейчас она ещё существенно обострилась», – объяснил он. И в качестве примера привёл опыт прошлого года, когда договор на поставки этилена между ОАО «Саянскхимпласт» и ОАО «Роснефть» был заключён лишь к середине 2010 года. При этом Лазуткин напомнил, что речь идёт о взрывоопасном химическом производстве, работа которого переходит в аварийный режим при ограничении поставок сырья. В частности, по его словам, на предприятие было направлено письмо, в котором говорилось об ограничении поставок этилена до 7 тыс. тонн в год (для примера, в 2010 году Ангарский завод полимеров произвёл 113,4 тыс. тонн этилена. – «Конкурент»). «И сегодня мы не имеем возможности каким-то образом влиять на договорные отношения. Сейчас ведём переговоры о планах на 2012 год. Никакого ответа нет», – резюмировал он. В Роснефти ситуацию комментировать не стали.
Представитель завода заметил, что они вынуждены были обратиться к населению только после того, как не получили никакой реакции, пытаясь решить эту проблему в переговорном процессе. «За день было собрано около пяти тысяч подписей. Люди знают о проблеме. Мы их к этому не подвигали. Каждый третий житель города работает на предприятии», – подчеркнул Николай Лазуткин.
Между тем проблема поставок этилена уже получила неожиданный политический поворот в связи с тем, что руководство «Саянскхимпласта» пытается решить её в преддверии партийных выборов. На состоявшемся во вторник политсовете партии «Единая Россия» озабоченность вопросом высказал и губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Однако поспешил напомнить присутствовавшему при разговоре заместителю генерального директора «Саянскхимпласта», что в этом году проблему поставок этилена на предприятие обсуждали министр экономического развития РФ Эльвира Набиулина и председатель совета директоров ОАО «Саянскхимпласт» Виктор Круглов. По словам губернатора, все необходимые договорённости были достигнуты. «Встреча была», – согласился Николай Лазуткин. Но напомнил, что договора по-прежнему нет.