Нефть, газ и модернизация
Визит премьера Путина в Китай глазами журналистов
Россия и Китай урегулировали ценовой спор, касающийся поставок нефти. И, по словам вице-премьера Игоря Сечина, значительно продвинулись «в ценовых параметрах» по газовому контракту. Если новостей по урегулированию нефтяного конфликта очень ждали по результатам поездки Владимира Путина в Пекин, то сообщение по газовым договорённостям стало неожиданностью.
Сняты претензии
«Достигнута договорённость, позволяющая полностью снять все двусторонние претензии: с одной стороны – претензии по различным коэффициентам, с другой – по платежам», – цитирует Сечина «Интерфакс». По словам вице-премьера, нефтяной вопрос «снят с повестки дня».
Сечин не назвал конкретные сроки погашения Китаем задолженности по поставкам российской нефти. Чиновник лишь пояснил, что долг будет выплачиваться «в соответствии с документами, которые в ближайшие дни подпишут компании – участники этого сотрудничества».
На 1 сентября задолженность Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) перед «Транснефтью» составляла 40 миллионов долларов, а перед «Роснефтью» – около 60 миллионов долларов, подсчитала Lenta.ru. По данным на середину сентября, общий долг Китая перед российскими компаниями достиг примерно 85 миллионов долларов.
Разногласия России и Китая по вопросам оплаты нефтяных поставок возникли весной текущего года, когда стороны не смогли договориться о тарифе на прокачку нефти по российской территории по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Согласно контракту, тариф на транспортировку нефти является единым для всего ВСТО, однако китайская сторона считала, что прокачка до Сковородино в Амурской области, где начинается ветка ВСТО на Китай, стоит на семь процентов меньше. В итоге у Китая образовался долг перед Россией примерно в 250 миллионов долларов, часть которого была погашена в апреле.
В мае CNPC попросила российских партнёров увеличить объёмы поставок нефти в Китай в два раза – с 15 до 30 миллионов тонн в год, одновременно снизив цену топлива.
Приятная неожиданность
11 октября Сечин также заявил, что Россия и Китай значительно продвинулись «в ценовых параметрах» по газовому контракту. По словам вице-премьера, в течение ближайших двух недель стороны намерены уточнить «дорожную карту», а также провести анализ структуры поставок и определить место в них «Газпрома».
Ещё накануне отъезда Путина в Пекин было известно, что успешного завершения переговоров по долгосрочным поставкам в Китай российского газа в этот раз не ожидается. Так что слова премьера о том, что две страны «приближаются к финалу» в газовых переговорах, – это приятная неожиданность, пишет политический обозреватель РИА «Новости» Дмитрий Косырев. Российско-китайская дискуссия вокруг цены на газ, который предполагается поставлять Китаю на протяжении целых трёх десятилетий, вовсе не сводится к умению «сойтись на середине». На середине можно было провести границу по Амуру, тем более что эта река была, возможно, единственной в мире аномалией, где одной стороне – СССР, а потом России – принадлежали и один из берегов, и вся акватория. Реки всё же обычно делятся пополам, по фарватеру. Так что в переговорах, окончательно урегулировавших шесть лет назад все территориальные вопросы между двумя большими странами, исход был известен заранее. С газом сложнее. В неофициальных сообщениях о ценовом споре упоминалась «вилка» между 350 и 250 долларами за 1000 кубометров газа. И как бы ни славились китайцы умением торговаться до упора и ещё немножко после упора, сойтись на середине вроде бы не так трудно.
Но речь идёт о поставках в совокупности 68 миллиардов кубометров газа в год (30 миллиардов кубометров по западному маршруту, которые, предположительно, пойдут с 2015 года, и ещё 38 миллиардов кубометров по восточному маршруту) на протяжении 30 лет. Таких контрактов в мировой энергетике ещё не было, сообщает РИА «Новости». Так что ничего удивительного нет в том, что переговоры тянутся уже около пяти лет и будут тянуться ещё некоторое время.
И Москва, и Пекин разделяют идео-логию «мировой энергетической стабильности», суть которой – избавить цены на энергоносители от рыночной неопределённости и перейти к стратегии стабильных и предсказуемых поставок.
Россия даже сделала эту идею ключевой темой Санкт-Петербургского саммита «большой восьмёрки» в 2006 году. Партнёры тогда декларацию подписали, а потом о ней забыли. А вот Китай мыслит по-другому. Но это в целом понятно, что идея хорошая. А когда начинаешь подходить к ней конкретно, то получается крайне неопределённо.
Практически все российские СМИ отмечают, что Владимир Путин ездил в Китай за модернизацией. Портал «Свободная пресса» пишет, что «Путин разворачивает Россию в сторону Китая, чтобы с помощью китайцев модернизировать Дальний Восток и Восточную Сибирь». Поездка Владимира Путина, отмечает «Свободная пресса», нечто большее, чем просто визит премьера. Посещение Китая станет для Путина первой иностранной поездкой с момента раскрытия планов тандема по возвращению премьера в кресло президента. В этой связи «Иносми» в статье «Визит Путина в Китай: стратегические сигналы» пишет, что для Путина, который в основном был сосредоточен на внутренних вопросах почти четыре года в качестве премьер-министра, поездка означает начало возвращения к главным направлениям внешней политики России накануне мартовских выборов, в которых он, как ожидается, займёт на шестилетний срок пост президента. Задачей Путина является налаживание сотрудничества с соседом, в стремительном росте экономики которого, по мнению Reuters, таится потенциальная угроза Москве.
Говоря о запланированном подписании меморандума о сотрудничестве двух стран в сфере модернизации, «Московский комсомолец» в статье «Путин взял курс на Восток» отмечает, что ещё совсем недавно в Кремле уверяли, что Китай вряд ли поможет России в модернизации, так как его экономический подъём объясняется использованием дешёвой рабочей силы. Однако в ходе визита Дмитрия Медведева в Поднебесную осенью прошлого года всё-таки была достигнута предварительная договорённость о старте программы сотрудничества в сфере модернизации. До сих пор единственной азиатской страной, с которой Россия подписала аналогичный меморандум, была Республика Корея. По оценке экспертов, наиболее выгодным для РФ может оказаться выпуск в Китае продукции, основанной на российских разработках.
11 октября Владимир Путин прибыл в Пекин, где прошла шестнадцатая регулярная встреча глав правительств Китая и России. Поскольку Путин уже объявил о своём участии в следующих президентских выборах, этот визит привлёк особое внимание. Путин определит новое положение России – «евразийской страны», поскольку в следующем году он вернётся в Кремль и, скорее всего, будет управлять государством на протяжении 12 лет, пишет китайская «Жеминь Жибао». Китай и Россия в этот период будут оказывать стратегическую помощь друг другу, вероятность образования более тесных отношений партнёрства довольно высока.
«Китай, возможно, станет сверхдержавой в глазах людей всего мира, однако о России такое пока сказать нельзя. Сегодняшняя Москва постепенно адаптируется к «балансу» сил КНР и РФ, однако если Китай будет намного сильнее России, то какое влияние этот факт окажет на российское общество, неизвестно», – говорится в материале «Жеминь Жибао». Дружба Китая и России – это стратегическая составляющая на пути подъёма КНР, которую нельзя игнорировать. Если РФ будет вечным другом Китая, то можно будет сдержать давление Запада на Пекин, пишет ведущая китайская газета.