издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Картельное соглашение

Идея создания газового картеля в виде форума стран – экспортёров газа (ФСЭГ) терпит неудачу. Саммит глав государств и правительств стран – участниц организации, который запланирован на 10 ноября в Катаре, вряд ли состоится в задуманном виде, сообщили в понедельник «Московские новости».

 Подготовить встречу на высшем уровне, похоже, не удалось. Ни президент России Дмитрий Медведев, ни премьер-министр Владимир Путин не собираются участвовать в саммите. А без участия Москвы теряется основной замысел – показать покупателям газа готовность экспортёров к солидарности и более тесной координации действий, пишет газета. У ФСЭГ есть абсолютно объективные проблемы с укреплением единства. В результате «арабской весны» Египет и Ливия пока ещё не обрели легитимную или дееспособную власть. Президент Венесуэлы Уго Чавес тяжело болен, и на его приезд рассчитывать не стоит. Российским лидерам попросту не с кем сидеть за одним столом. «МН» отмечают и пассивную роль «Газпрома», который пока не видит необходимости активизировать работу в рамках ФСЭГ. Зато СМИ подробно описывали возможность создания второго нефтяного картеля, о чём было заявлено во время визита вице-премьера Игоря Сечина в Каракас.

Альтернативный ОПЕК

Президент Венесуэлы Уго Чавес предложил России и другим странам, обладающим большими запасами нефти, создать новый стратегический альянс. Эту идею он обнародовал на встрече с российской делегацией в Каракасе в конце прошлой недели. Министр энергетики России Сергей Шматко высказался по  поводу альтернативного ОПЕК в общих формулировках, не отрицая такой возможности, писала во вторник газета «Московские новости».

Аналитики уверены: ОПЕК нуждается в серьёзном реформировании, однако дублировать его нет никакого смысла. Директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации – Morison International» Александр Шток говорит, что членам картеля всё тяжелее договариваться между собой по поводу квот на добычу и экспорта сырья. Они не раз нарушали достигнутые договорённости по квотам, и в картеле этого не скрывают.

Если альтернативное объединение будет создано, то целесообразно направить его деятельность на развитие нефтегазовой отрасли в странах-участницах за счёт взаимного доступа национальных компаний к разработке месторождений на своих территориях. 

Старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков считает, что в предлагаемое Уго Чавесом объединение могут войти Венесуэла, Россия, Иран, Ирак и Казахстан. Все они связаны совместными интересами, и везде представлены интересы России. В Казахстане ведут работы «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть». В Иране до введения международных санкций были представлены «Лукойл», «Газпром нефть». Власти Ирака недавно обещали допустить к участию в объявленных аукционах на 12 нефтегазовых блоков «Башнефть», ТНК-BP, «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл». Что касается Венесуэлы, то «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз» вместе готовятся добывать нефть на блоке «Хунин-6» в нефтеносном поясе дельты Ориноко. 

Добыча нефти странами ОПЕК сегодня составляет около 31 млн. баррелей в сутки. В случае создания альтернативного альянса на долю России в нём будет приходиться 10,1 млн. баррелей нефти в сутки, Венесуэлы – 2,8 млн., Ирана – 3,5 млн., Ирака – 2,3 млн., Казахстана – 1,5 млн. баррелей нефти в сутки. В итоге получается 20,2 млн. баррелей в сутки, то есть 65% от добычи ОПЕК.

Три страны из списка потенциальных участников альтернативного ОПЕК входят в действующий ОПЕК – это Иран, Ирак и Венесуэла. Все три государства неоднократно действовали вразрез с позицией картеля. Так, в июле текущего года они отказались поддержать инициативу Саудовской Аравии наращивать добычу нефти. 

Рисковые инвестиции

Как пишет «КоммерсантЪ», блицвизит в Венесуэлу вице-премьера Игоря Сечина оказался необычайно урожайным на соглашения. Формально вице-премьер поехал как глава российской части межправительственной комиссии готовить её заседание, которое должно пройти в декабре в Москве. Обычно документы подписываются именно в рамках заседаний комиссии либо приурочены к визитам глав государств или премьеров. Но на сей раз стороны не стали тянуть. Главным из подписанных документов стало со-глашение о выделении Венесуэле в течение двух лет российского кредита в 4 млрд. долларов на вооружение. Таким образом, общий объём долга Каракаса перед Москвой будет составлять уже около 7,2 млрд. долларов. 

Ещё одним мегапроектом, о котором удалось договориться Игорю Сечину, стало вхождение «Роснефти» в проект освоения месторождения «Карабобо-2» в нефтеносном поясе реки Ориноко. Объём добычи на пике составит 400 тыс. баррелей в день. «Роснефти» в «Карабобо-2» будет принадлежать 40%, а венесуэльской государственной PdVSA – оставшиеся 60%. За возможность работы на месторождении россияне заплатят бонус в 600 млн. долларов, после принятия окончательного инвестиционного решения – ещё 400 млн. долларов

Российский газовый концерн «Газпром» в минувшую пятницу подписал с компанией Petroleos de Venezuela S.A. меморандум о создании СП для разработки газового месторождения «Робало» в Венесуэльском заливе. Как пишет УНИАН, на территории Венесуэлы доказаны запасы газа объёмом свыше 5 трлн. кубометров, что даёт стране второе после США место по этому показателю в западном полушарии. 

Эксперты отмечают высокие риски российских проектов в Венесуэле, связанные прежде всего с состоянием здоровья Уго Чавеса. Он намерен вновь посетить Кубу, чтобы пройти обследование на предмет эффективности лечения от рака, передаёт Associated Press.  В июне там ему сделали две операции, в Гаване он трижды провёл курсы химиотерапии. С уходом Чавеса условия могут быстро измениться. «Роснефть» берёт на себя высокий риск и огромные финансовые расходы, которые могут не окупиться. «Ситуация похожа на выделение Венесуэле кредитов на покупку оружия, возврата которых никто не ждёт», – говорят наблюдатели. 

Впрочем, источник «Коммерсанта», близкий к межправкомиссии, уверяет, что Россия не откажется от проектов в Венесуэле. Более того, по его словам, нынешние проекты далеко не последние. «Это лишь верхушка айсберга в схемах отношений с Венесуэлой, где элементами уравнения являются кредиты, нефть и оружие,– отмечает он.– Большая часть кредитов вернётся за счёт доходов от продажи нефти. Так что всё это очень выгодная история».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры