IT не только для айтишников
Прошедшая в Иркутске конференция оказалась интересной не только узким специалистам
На прошлой неделе в Иркутске состоялась крупнейшая ИТ-конференция в Восточной Сибири – GeekFest 2011. Среди её организаторов наряду с профильными компаниями значился Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН, помимо прочего занимающийся разработкой программного обеспечения. «Сибирский энергетик» в честь конференции решил выйти за рамки узкой специализации, поскольку многие прозвучавшие на ней доклады оказались весьма интересны для издания, выходящего не только в бумажном, но и в электронном виде.
Если воспринимать название конференции буквально, то складывается ощущение, что на ней должно присутствовать немало людей, помешанных на каких-то узких, далёких от реальности темах. Однако, как убедился корреспондент «Сибирского энергетика», впечатление это обманчиво: никаких мифических «гиков» из интернет-фольклора, похожих на персонажей фильмов о компьютерщиках, встретить на мероприятии не удалось. И вещи, о которых говорили докладчики, были интересны и полезны не только тем, кто по долгу службы работает в ИT-индустрии, но и тем, кто следит за новыми технологиями и старается максимально использовать их в бизнесе.
«Бизнес, вы надоели со своими бумажками»
«Давно существуют те компоненты, которые позволяют избавиться от всех бумажек, – с этой новости, которая, может быть, для профессиональных айтишников новостью не является, начал свой доклад директор по стратегическому развитию «СКБ Контур» Пётр Диденко. – Электронная цифровая подпись, электронные документы, Интернет – теоретически всё это позволяет пользоваться электронным документооборотом, но нет конечного продукта, понятного пользователю». В то же время необходимость в выпуске такого продукта, который бы позволил полностью отказаться от бумажного документооборота, назрела. И главную роль здесь играет даже не удобство пользования, а экономические соображения. Чтобы доказать это, Диденко привёл простой расчёт: казалось бы, бумажный документ стоит не так дорого – цена пачки офисной бумаги в 500 листов примерно 150 рублей, да и расходы на использование картриджа в принтере невелики, – однако если добавить к этому затраты на создание, транспортировку, обработку, получение и хранение документа, то цена обычного счёта-фактуры превысит 70 рублей. А стоимость его электронного аналога составляет, по оценкам «Контура», 10–20 рублей.
На этом перечисление достоинств электронного документооборота не закончилось. «Мы всем нашим пользователям выдаём такую вот штуку, – с этими словами Диденко продемонстрировал нечто, напоминающее привычную флеш-карту. – Это электронная цифровая подпись, с её помощью электронный документ получает определённую целостность и юридическую значимость, можно быть уверенным, что подписал его конкретный человек». Помимо этого предусмотрена защита от фальсификации. Немаловажным фактором является и скорость обмена документами, равно как и гарантия того, что они достигают адресата. «Если я отправляю что-то почтой, я хочу сделать не какое-то бизнес-действие, а сыграть в русскую рулетку – дойдёт не дойдёт, – мрачновато пошутил докладчик. – Часто не доходит. А если мне понадобится, будучи в Москве, с кем-то подписать договор в Иркутске, мне придётся сюда лететь, затем ещё и ещё. С одной стороны, времени немного – ну, неделя. А с другой – а зачем?»
Несмотря на то что ответ на этот вопрос очевиден, пока электронный документооборот в России не получил достаточно широкого распространения. По словам Диденко, один из сервисов компании, позволяющий «уйти от бумажек», используют «в основном энтузиасты», поэтому пока на счету «Контура» есть лишь пилотные проекты. Например, его применяют в министерстве финансов Свердловской области, в представительстве одного из крупнейших мировых производителей продуктов питания Kraft Foods и сети аптек «Живика». Другим сервисом, направленным в помощь малому бизнесу, пользуются около 150 тыс. потребителей, хотя в компании хотят выйти на 1 млн. пользователей. «Но я думаю, что в ближайшее время на бизнес будет серьёзное давление со стороны государства, мол, бизнес, вы надоели ходить к нам со своими бумажками», – уверен Диденко. Разработчики программного обеспечения, в свою очередь, готовы содействовать развитию предпринимательства, которое в России пока не достигло того же уровня, что в более развитых странах: на 140 млн. жителей нашей страны приходится 2 млн. действующих бизнесов, на 309 млн. американцев – 27 млн. фирм, на 400 млн. европейцев – 23 млн. «живых» бизнесов.
«Зомби» на рынке
О неразвитости, но не предпринимательства, а рынка web-разработок, чуть позже говорил технический директор компании Adwins Евгений Власкин, сразу уточнивший, что он будет излагать свою точку зрения, которая, вполне возможно, не совпадает с мнением компании. Однако доклад он начал не с утверждения, а с вопроса: «У кого из сидящих в зале есть собственные сайты?» Оказалось, что у многих, а значительной части из них приходилось переделывать интернет-страницы, которые создавали сторонние web-студии. Разгадка, по словам Власкина, кроется в том, что рынок разработки сайтов не развит. «На развитом рынке, если у вас есть проблема, вы, имея деньги, можете купить её решение, – пояснил он. – Скажем, если вы хотите улететь в Америку, вы покупаете билет и летите, а если хотите лететь в два раза комфортнее – покупаете билет в бизнес-класс. На неразвитом рынке та же ситуация выглядит немножко по-другому: если вы хотите попасть в Америку и у вас есть деньги, вам продают участок земли и саженцы, вы выращиваете лес и строите из него корабль, но оказывается, что ближайший водоём – это Байкал. Вы можете спустить корабль в него, насладиться природой, но в Америку никогда не попадёте».
Как следствие, разработка сайта выглядит как смесь сорванных сроков, превышенных бюджетов, взаимного раздражения, а в итоге – неработающие решения. Судя по многозначительным кивкам, многие в зале с этим согласились, но реакция на дальнейшие утверждения докладчика была далёкой от согласия. Особенно когда речь зашла о степени вины web-разработчиков в неразвитости рынка. «Проблема в том, что на нём много компаний-«зомби», – продолжал Власкин. – Это такие компании, которые находятся за гранью рентабельности, и единственное, что они делают, – высасывают деньги из заказчиков в надежде на то, что их существование продолжится. Они берутся практически за любой проект, который заведомо невыгоден». Например, если на разработку сайта требуется 200 тыс. рублей, подобная компания возьмётся сделать его за 50 тыс. только для того, чтобы найти деньги на зарплату сотрудников и продолжить другие незавершённые разработки. Поэтому технический директор Adwins посоветовал не гоняться за дешевизной, а любые самые низкие цены умножать минимум на четыре – тогда будет ясна истинная стоимость проекта. Заодно стоит отказаться от предоплаты, общаться с разработчиками, а не с менеджерами по продажам, полностью контролировать процесс разработки сайта и не писать многостраничных технических заданий на непонятном языке. «Правило номер один: если хотите, чтобы что-то получилось, делайте это сами, – заключил Власкин. – Если вы руководитель какого-то бизнеса, вы компетентный человек и разбираетесь в нём лучше других, так что разговаривать с разработчиками должны только вы».
Впрочем, собравшиеся в зале были явно не на стороне компетентных руководителей предприятий, а отстаивали точку зрения web-разработчиков. Кто-то ёмко высказался, что заказчики сами далеко не всегда знают, чего они хотят от создателей сайта: «Если вы говорите про перелёт в Америку, то многие клиенты знают только, что им нужно на море». После заявления о том, что рынок web-разработок в ближайшей перспективе кардинально не изменится, даже раздался клакёрский окрик. Поинтересовались и тем, работает ли компания Adwins без предоплаты. «Мы не занимаемся продажами, мы не делаем сайты, мы пытаемся решить проблемы клиента и не работаем по предоплате, – парировал Власкин. – Мы изначально пытаемся выяснить проблему клиента и в течение недели стараемся её решить, только после этого он нам платит. И мы плотно сотрудничаем с клиентом во время разработки». А в кулуарах конференции он признался, что специально для тех заказчиков, которые сами не знают, чего хотят, выставляются заградительные цены.
Правила этикета. Интернет-версия
Словно предугадав, что обсуждение доклада от компании Adwins превратится в то, что на интернет-сленге называют «холиваром» (русифицированное сокращение от английского словосочетания «holy war» – «священная война»), организаторы конференции предусмотрели доклад о том, как реагировать на отзывы в блогах и форумах. Главный редактор портала Irk.ru Анна Суркова назвала несколько простых правил: отвечать оперативно, говорить вежливо, а после общения с пользователем постараться решить ту проблему, на которую он жалуется.