Загнанный ипподром
17 октября может решиться судьба Иркутской государственной заводской конюшни с ипподромом. Арбитражный суд рассмотрит заявление о банкротстве ФГУП, которое не смогло отдать кредитору 5,9 млн. рублей. На ипподроме почти уверены, что судебный процесс закончится для предприятия плачевно. Денег на оплату долга нет, поэтому впереди лишь конкурсные торги и распродажа имущества. А его у ФГУП достаточно: 20 гектаров в черте города и 180 гектаров в Иркутском районе. На этих землях администрация и арендаторы ипподрома уже пророчат появление коттеджных посёлков и новостроек.
«Лет восемь назад Минсельхоз России обнаружил, что у него слишком много ненужных, убыточных ипподромов по всей стране. Действительно сильными оставались лишь несколько ипподромов, в частности в Москве, Ростове, Пятигорске, – рассказал «Конкуренту» источник, знакомый с ситуацией. – Проблему решили просто: часть убыточных предприятий обанкротили, имущество распродали, земли застроили. Рысаков и скакунов в лучшем случае отдавали новым хозяевам, в худшем – отправляли на мясо. Очевидно, что очередь дошла и до иркутского ипподрома, который входит в тройку старейших в России». Первый шаг на пути к банкротству ФГУП сделало ещё в 2006 году, когда заняло у ООО «Стройторг» 4,725 млн. рублей. На какие цели брались деньги, на ипподроме сейчас уже не помнят. Как утверждает заместитель директора ипподрома Владимир Бородин, это тем более странно, поскольку ни тогда ни сейчас у предприятия не было возможности вернуть долг: уже тогда ипподром находился «в полном забвении и печали».
Спустя три года кредитор обратился в суд за деньгами. К тому моменту за пользование средствами натекло ещё 1,186 млн. рублей. Итого задолженность ФГУП достигла 5,911 млн. рублей. Интересно, что в суде, согласно документам, ответчик не пытался оспорить долг, а, наоборот, признал исковые требования в полном объёме и сослался на отсутствие денег для их погашения. Более того, попросил рассмотреть дело без него. «На ипподроме часто менялись директора, которые откровенно игнорировали проблемы предприятия. Неудивительно, что в арбитраже никто не стал защищать интересы ФГУП», – отметил один из источников. Результат не заставил себя ждать: через пару месяцев долг был признан. Однако тут в судебный процесс вмешалось территориальное Управление Росимущества по Иркутской области, которому подконтролен ипподром. Ведомство прошло все апелляционные и кассационные инстанции, добралось и до Верховного суда РФ. Росимущество настаивало на пересмотре дела. Однако коллегия ВС отказалась отменить предыдущие решения судов и отклонила требования управления. В итоге в августе 2011 года судебная тяжба завершилась полным поражением ипподрома.
Выигранный иск дал ООО «Стройторг» возможность подать заявление о признании должника банкротом. Однако компания уступила право требования другому застройщику, ООО «На Канской». Судя по справочникам, у компаний одинаковые адреса и телефоны. В приёмной «Конкуренту» представились как ЖК «Чудесный», но уточнили, что там же находится ООО «На Канской». Секретарь добавила, что ничего не знает о «Стройторге» (хотя компания числится официальным застройщиком того самого ЖК «Чудесный» на улице Лыткина в Иркутске). От комментариев в фирме отказались, сославшись на отсутствие руководства. Участники рынка затруднились охарактеризовать деятельность «Стройторга» и «На Канской», но предположили, что компании были созданы в предкризисный период, когда строительная отрасль пользовалась популярностью, отчего многие пытались заняться этим бизнесом. Клиенты «Стройторга» оказались более эмоциональными: на интернет-форумах они крайне резко высказываются о работе «Стройторга», употребляя слова «кидалово», «настораживает», «мошенник». На ипподроме тем временем уже сделали вывод о том, что между «Стройторгом» и «На Канской» особой разницы нет, а переуступка долга была совершена только для того, чтобы «запутать следы».
Главный мотив кредитора, полагают собеседники «Конкурента» – получение имущества ипподрома. По словам Бородина, на балансе предприятия около 20 гектаров земли в Иркутске (площадь самого ипподрома) и около 180 гектаров в Иркутском рай-оне по Байкальскому тракту и на Ершовском заливе (покосные угодья). «Идёт бой за эту землю», – резюмировал он. Замдиректора добавил, что средств на счету ФГУП для погашения долга нет и не предполагается. «Новый руководитель полетел в Москву просить денег. Но сомневаюсь, что у него получится. Мы уже просили – нам не дали», – отметил Бородин. Сейчас единственный источник дохода иппо-дрома – аренда, которую оплачивают клубы верховой езды и частные владельцы рысаков и скакунов. Сегодня на ипподроме работают шесть клубов, в том числе «Байкальские кентаврики», «Кавалькада», «Ирккони». По некоторым оценкам, все они платят ежемесячно около 130 тыс. рублей, которые идут на зарплату администрации ипподрома и другие текущие расходы. Государственного финансирования предприятие лишилось несколько лет назад, так что копить на оплату долга было не из чего.
Окончательное, по словам Бородина, судебное заседание по делу о банкротстве ипподрома намечено на 17 октября. «Не верится, что ипподром, работающий с 1900 года, позволят закрыть. Но я почти уверен, что так и будет», – сказал замдиректора. Он добавил, что обращения в городскую администрацию и областное правительство ничего не дали: там должнику напомнили, что он является федеральным предприятием и к местным властям никак не относится. Куда придётся переезжать в случае банкротства ипподрома, в клубах верховой езды пока не задумываются, рассуждая, что процесс наблюдения и, вероятно, конкурсного производства может занять не один год. Однако директор НП «Байкальское коневодческое партнёрство» Сергей Перевозников уверен, что новое место для клубов можно найти только за городом, в десятках километров от Иркутска, а это означает, что, к примеру, многие дети потеряют возможность заниматься конным спортом. По мнению Перевозникова, вместе с банкротством ФГУП отрасль продолжит деградировать, поэтому ипподром нужен городу на своём прежнем месте.