издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Оставьте душе оперенье…»

Иркутский театр юного зрителя открывает новый сезон

В прощальные дни золотой осени Иркутский областной театр имени А. Вампилова открывает новый, 84-й сезон. С чем вступает в него коллектив? Каковы планы, замыслы и надежды труппы? Ими делится с читателями директор ТЮЗа заслуженный работник культуры России Виктор Токарев.

– В переходную пору «очей очарованья» ожидания самые светлые. Как у поэта: «Что-то кончается с нынешним днём, что-то прекрасное завтра начнётся». Но погода изменчива, и дело, конечно, не только в смене времён года. Хорошее настроение подкрепил успех гастролей в Братске и Усть-Илимске, где наших артистов принимали по-родственному тепло и сердечно. Не просто гастроли – это был второй этап сочинённого нами проекта, который мы назвали «Северная театральная фантазия», пригласив к участию в нём творческие союзы земляков. 

Вместе с нами в поездку отправились композитор и исполнитель своих песен Антон Темнов, автор выставки портретов вампиловцев «С театром связанные судьбы» художник Татьяна Ларёва и заместитель главного редактора журнала «Сибирячок» Елена Пастухова. А первый этап этого проекта в рамках губернаторской программы «Деятели искусства и  культуры – жителям Иркутской области» состоялся в июне. Тогда с нами путешествовали по западной ветке – Саянск, Зима, Тулун, Куйтун – и разделяли радость встреч со зрителями композитор и поэт Ольга Горбовская, посланцы других творческих организаций.

Считайте, целый десант побывал в гостях у поклонников художественных талантов. Параллельно с нашими спектаклями шли обсуждения и мастер-классы в музыкальных колледжах, школах искусств, библиотеках, выступления перед молодёжью. Ощущение своей долгожданности и горячего приёма вдохновляло артистов ТЮЗа. С большим подъёмом играли они водевиль «Беда от нежного сердца» Соллогуба и лирическую драму «Незнакомка» Клепикова, сказочные постановки для детей «Кошкин дом» и «Чиполлино». А надо сказать, что обстановка в Братске из-за пожаров накалялась день ото дня, в дыму и гари не до зрелищ, казалось бы, но залы на предоставленных нам площадках были неизменно полны. Гул восторга, возгласы одобрения, долгие-долгие аплодисменты, которыми и взрослые и детские аудитории стоя сопровождали каждый спектакль после его завершения, – незабываемые эти картины до сих пор перед глазами.

Собственно, книга отзывов запечатлела в какой-то мере вызванные вампиловцами эмоции. Доминируют в ней благодарности, призывы приезжать чаще, высокая оценка мастерства актёров. Даже так: «Спасибо за непошлость!  Прошибли «Незнакомкой» слёзы у молодёжи». Трогательная подробность: учительница, впервые приведя первоклашек на сказку, поражена тем, что не сделала ни единого замечания своим мальчикам. Подобный энергетический взаимообмен посланцев театра со зрителями ощущается как мощный заряд перед новым сезоном.

– Признаться, у меня чувство, будто 84-й сезон начался уже давно, – вдруг засмеялся Виктор Степанович. – Сбор труппы прошёл два месяца назад. И всё лето, пока артисты и работники цехов отдыхали, мы готовились к замене механического оборудования сцены, ставшей аварийной. И ведём её на выделенные десять миллионов. Это лишь половина необходимой суммы, так как здание старое, износ узлов в силу интенсивной эксплуатации опасно большой. Специалисты из новосибирской фирмы «Новые театральные технологии», надеюсь, помогут нам решить колоссальной сложности задачу. Театр должен развиваться, а это требует огромных средств. Аксиома? Безусловно. Где и как их заработать – уже теорема. Поскольку ТЮЗ перешёл в статус автономного учреждения, эта жизненно важная проблема пребудет теперь с нами неотступно.

Вот почему работу над афишей нового сезона мы начали задолго до его открытия. И в сентябре первую премьеру уже проверили на зрителе: режиссёр Алексей Орлов поставил на малой сцене пьесу Леонарда Герша «Эти свободные бабочки». Когда-то она шла в нашем театре, но не потеряла за эти годы актуальности. Ведь тема любви молодых людей, как и тема взаимоотношений в семье между родителями и детьми, устареть не может. Театр дал мелодраме иное название: «Почему ты уходишь?». Главного героя, на которого внезапно навалилось и едва не сломало «одиночество в сто этажей» (Юрий Левитанский), пронзительно играют в очередь Евгений Старухин и студент Иркутского театрального училища Станислав Кутырев (курс заслуженного артиста России Геннадия Гущина). Героиню – молодая способная выпускница Восточно-Сибирской академии театрального искусства Анна Конончук в очередь с Дарьей Садовской. Ещё заняты артисты Марина Егорова и Елена Константинова, Игорь Бялоус и Николай Кулебякин. Исполнители дорожат своими ролями, видя слёзы потрясения на глазах зрителей, которые долго не отпускают вампиловцев со сцены, стоя устраивают им овацию. «А с благодарности и начинается человек, – писал Виктор Астафьев, – и благородство его души и помыслов отсюда же».

Имя замечательного писателя-сибиряка и его мысль пришли на ум не случайно. В преддверии нового сезона наш театр провёл совместно с иркутскими литераторами и композиторами музыкально-поэтический вечер «Иркутск с нами», посвящённый творчеству нашего выдающегося земляка Валентина Распутина. Мы сыграли собственную сценическую версию его рассказа «Рудольфио». Кстати, это вторая премьера официально ещё не открытого, заметьте, сезона. Зрители вновь увидели Анну Конончук, а в роли её партнёра – артиста Сергея Павлова. На вечере звучали стихи и песни иркутских авторов, были показаны также фрагменты спектаклей по произведениям любимого писателя из репертуара вампиловцев.

Вообще-то столь насыщенными были дни празднования 350-летия родного города, где театр активно взаимодействовал с коллегами, что моё ощущение давно начавшегося сезона, пожалуй, вполне объяснимо. Несмотря на затянувшийся ремонт, театр всё же участвовал и в фестивале драматургии имени Вампилова, показав в своём литературном клубе «Элегия» спектакль-композицию по стихам Марины Цветаевой «Я тоже была, прохожий…».

Сейчас в активной фазе репетиции комедии Шекспира «Укрощение строптивой». Режиссёр Валентин Зверовщиков предложил, мне кажется, любопытную версию этой классической пьесы. В ней занята почти вся мужская половина труппы. Задача попасть в сегодняшнего зрителя остаётся для постановщика приоритетной.

Над пьесой Вампилова «Прощание в июне» уже начал работу режиссёр Игорь Черкашин. Он не случайно остановил свой выбор на одном из первых её авторских названий – «Ярмарка». Проблематика пьесы куда как современна для наших дней, когда убеждение, что всё продаётся и всё покупается, осело в мозгах многих и многих. Молодому зрителю будет о чём задуматься вместе с героем Колесовым, чуть было не утратившим, по словам поэта,  «оперенье души».

Старательно ищем, как всегда, материал для детских утренников к новогодью, которым и завершится первая половина сезона. А ещё планируем в развитие начавшихся дружеских контактов с экспериментальной актёрской школой комедии дель арте из Италии подготовить к ответному визиту следующей осенью на их фестиваль два спектакля – «Каштанку» по Чехову с театральной лабораторией Игоря Ливанта и оригинальную постановку на основе бурятского фольклора с «живой» музыкой и национальными обрядами. Но главное условие – малогабаритную! Трудно с финансами, знаете ли… Иначе мы повезли бы «Легенды седого Байкала», спектакль, который считается визитной карточкой вампиловцев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры