Кто мы и куда идём?
Открытия театрального фестиваля имени Александра Вампилова
В Иркутске на Всероссийском театральном фестивале имени А. Вампилова было показано 14 спектаклей театров России, Японии, Южной Кореи. От Запада до Востока – география настолько обширна, что по ней можно было судить об интересе деятелей театрального искусства к драматургии Александра Вампилова, русским авторам прошлого и настоящего.
Традиционно фестиваль открывался у памятника драматургу, расположенного неподалёку от академического драматического театра имени Охлопкова. Были возложены и традиционные ветви рябины с гроздьями красных ягод, символизирующие яркий талант нашего земляка, ставшего классиком русской литературы. Если вспомнить о том, что большинство пьес он написал в возрасте до тридцати лет, можно представить масштаб его дарования, неюношеское отношение к российской действительности.
Звучали негромкие и проникновенные речи, играл духовой оркестр, было тепло и уютно на встрече театральных друзей. Одни приехавшие коллективы хорошо известны иркутским зрителям, например Камчатский театр драмы и комедии, Кемеровский театр для детей и молодёжи, Новосибирский драматический театр «На левом берегу». Приехали в Иркутск и новые участники фестиваля – театры из Ростова-на-Дону, Перми, камерный театр Владимира Малыщицкого из Санкт-Петербурга, из японского города Канадзавы и корейского Сеула.
Фестиваль современной драматургии всё чаще включает в свой репертуар произведения русской классики. Пьесы Александра Островского звучат со сцены так, будто драматург писал их в наши дни. Свидетельство тому спектакль «Волки и овцы» Московского академического Малого театра. Основными героями его пьес были купцы, разбогатевшие на аферах или благодаря жёсткой деловой хватке. Сними с них костюмы XIX века – и все они могут стать нашими современниками, с такими же повадками и причудами, какими славились их предшественники, вплоть до мелочей: раньше банкетные «сюрпризы» отмечались пальбой из пушек, сегодня – фейерверками. В прежние времена обманом одни пытались завладеть богатством других, сегодня в чести рейдерские захваты.
Что же происходит со всеми нами? Вчерашние бандиты получили сегодня официальный статус бизнесменов. «Новые русские» обрели внешний лоск, построили загородные виллы, но изменился ли их внутренний мир? Нажитые неправедным трудом капиталы – проблемы и заботы богатых людей, но как быть с теми, кто ещё вчера называл себя интеллигентом? Время оказалось неумолимо к ним, многие начали приспосабливаться, забывая о своих идеалах.
Пьеса Максима Кантора «Вечер с бабуином», показанная Камчатским краевым театром драмы и комедии, похожа на памфлет, она закаляет душу, вызывает смех зрительного зала, сравнимый с сарказмом. Быть стойким в мире, в котором «сатана правит бал», а «бабуин» съедает «бабуина», не-
просто, далеко не каждому удаётся оставаться достойным звания человека. Камчатский театр, провоцируя зрительный зал, вовлекая его в пение «Мурки» и других тюремных шлягеров, стремится своим спектаклем заставить зрителей оглянуться на себя, задаться вопросом: «Кто ты есть на самом деле, сохранил ли душу или поклоняешься золотому тельцу?»
События фестиваля развивались стремительно, один спектакль сменял другой, представляя новых и хорошо известных авторов, интересных актёров и думающих режиссёров. Заметно, как исполнители волновались перед выходом на сцену, ждали реакции зрителей. Это объяснимо: в Иркутск коллективы привезли спектакли, темы которых их волнуют.
Фестивальные показы проходили на основной и камерной сценах академического театра имени Охлопкова, во Дворце культуры «Нефтехимик» города Ангарска. Театр Myung Pum из Сеула показал моноспектакль по Гоголю «Записки сумасшедшего». Как созвучно оказалось состояние корейского актёра c героем Гоголя, сошедшим с ума от осознания своего ничтожества в мире больших денег, влиятельных людей, равнодушия и ханжества.
А на следующий день на спектакле «Я, пулемётчик» московской студии Soundrama многие зрители испытали шок. Пьеса Юрия Клавдиева стала для режиссёра Владимира Панкова и исполнителей спектакля поводом для разговора о ценности человеческой жизни в Великой Отечественной войне и локальных войнах, которые ведутся в разных уголках планеты. О бандитских разборках в России, напоминающих войну, и о войне внутри человека, ставшего мишенью вселенской машины само-
уничтожения. Спектакль «Саундрамы» и по форме, и по содержанию не похож на все постановки, виденные ранее. В нём соединяются пение, пластика, сбивчивые ритмические тексты и страстность актёров, с какой они хотят достучаться до сердец зрителей своей правдой жизни.
Вторая половина театрального форума была интересна спектаклями, поставленными по пьесам Александра Вампилова. Камерная сцена академического драматического театра на показе «Утиной охоты» японского Theatre Angelus из города Канадзавы к вечеру наполнилась таким количеством зрителей, что молодёжи пришлось сидеть на полу, на ступеньках между рядами, стоять вдоль стен. Интерес был огромен, к счастью, он оправдался.
«Утиная охота» Санкт-Петербургского камерного театра Владимира Малыщицкого шла около четырёх часов, и Зилов в ней был не молодым человеком, каким его написал драматург, а хорошо пожившим мужчиной. Герой актёра Андрея Шимко совершал в спектакле омерзительные поступки, был куражлив, постоянно пьян и разнуздан, этот Зилов состоялся в своей подлости, и не хотелось ему сочувствовать, не хотелось останавливать перед краем пропасти, к которой он нёсся с устрашающей скоростью.
Интересно показались на фестивале участники молодёжного движения, организованного при академическом драматическом театре. О том, какие они пытливые, разносторонне образованные и талантливые, можно было убедиться на программе «Александр Вампилов глазами молодёжи», эпиграфом которой стало высказывание Валентина Распутина: «Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования…».
Для «существования» молодых необходим был показ инсценированных рассказов драматурга, сыгранных сборной труппой участников любительских молодёжных театров Иркутска. Небольшие сценки ребята играли весело, легко и очень искренне, они не перевоплощались в героев прошлого, рассказывали авторские истории так, будто все события происходили с ними здесь и сейчас.
Наверное, предназначение фестиваля заключается не только в показе совершенных спектаклей, но и в том, какими путями развивается театр, какие формы использует в построении своих постановок и что стоит за этими формами. В течение недели в Иркутске довелось увидеть спектакли, в основу которых были заложены реализм, психологизм, абсурдизм и прочие направления, по которым развивалось театральное искусство, было и смешение театральных эстетик, всё чаще встречающееся на рубеже веков. Сегодня театр меняется, и это очевидно как для постановщиков, так и для зрителей.
Меняется он и в содержании, соответствующем переменам социального строя нашего государства. Всё чаще в спектаклях проявляется социальное расслоение общества, в котором для одних потребление стоит на уровне хлеба насущного, для других заключается в приобретении предметов роскоши, качественного повышения уровня жизни. Сатира всё чаще выходит на передний план интересов театра, не забывается и «чернуха», возникшая в депрессивные 80-е годы ХХ века.
Из кого состоит общество потребления, возникшее в новейшей истории России? На эту тему рассуждали участники «круглого стола». Доктор филологических наук, профессор Иркутского государственного университета Ирина Плеханова говорила о потреблении не как о плохом или хорошем явлении; на потреблении не только материальных, но и духовных ценностей строится жизнь человека. Всё зависит от национальной идеи, которую исповедует общество. Сегодня многие говорят, что в России её нет. Плеханова предложила жить честно – такой простой постулат и так трудно достижимый на практике.
Примером чести и высокого духа стала героиня спектакля Иркутского академического театра имени Н.П. Охлопкова Жанна д’Арк в рок-опере «Я – Жанна Орлеанская», написанной коллективом иркутских авторов: композиторами Александром Армашом и Олегом Запорожцем на стихи Александра Айдарова, либретто и постановку осуществил Геннадий Шапошников.
Романтическая история Орлеанской девы созвучна с днём сегодняшним России не в проявлении героического поступка отдельной личности – в предательстве правителями своего народа. Эта тема представлена не только в спектакле «Я – Жанна Орлеанская» или в постановке «Я, пулемётчик» московской «Саундрамы», но и в работе Кемеровского театра для детей и юношества «До последнего мужчины» по пьесе Елены Ерпылёвой.
В последний день фестиваля был показан музыкально-поэтический спектакль Иркутского театра юного зрителя имени Вампилова по произведениям Марины Цветаевой «Я тоже была, прохожий…». Обращает внимание «Я…», повторяющееся в названии нескольких спектаклей. «Я» говорят герои спектаклей, но «Я» – это и личностная ответственность постановщиков за судьбы поколений, их стремление разделить позиции, стать сопричастными тем событиям, которые эти герои проживают на сцене.
На фестивале современной драматургии имени Вампилова ярко проявились современные тенденции развития театрального искусства. Для театров и зрителей они стали поводом для размышления о времени и о себе.