Индивидуальный подход
Педагоги Иркутской области стали получать зарплату по новой схеме
Новая система оплаты труда учителей, которая была запущена осенью прошлого года лишь в пилотных учебных заведениях региона, стала реальностью для всех школ Приангарья. Переход на новую систему подразумевает не только повышение жалованья. Это попытка перестроить всю систему оплаты труда в образовании и внедрить в неё «индивидуальный подход». А пока свою сентябрьскую зарплату педагоги получают уже по новой схеме и пытаются понять, как изменились принципы её начисления.
Нужно сразу сказать о главном: новая система – не единственный механизм повышения зарплаты учителям. В ближайших планах правительства – воплощение в жизнь «инициативы Путина» о доведении средней зарплаты учителя до уровня средней зарплаты по экономике региона. Для реализации таких планов нужны большие средства, и поэтому повышение будет поэтапным.
По данным министерства образования Иркутской области, средняя зарплата учителя в прошлом году составляла 13500 рублей, в этом году она поднялась на 30% и почти достигла 17480 рублей. Для этого в бюджете потребовалось заложить дополнительно 1,2 млрд. рублей. Кроме того, около 200 млн. предусмотрено на дотации территориям, для перевода муниципальных детских садов на новую систему оплаты труда. Желаемой планкой остаётся средняя зарплата по экономике, которая составляет около 21 тыс. рублей. Этой планки намерены достичь в сентябре 2012 года. В следующем году на обеспечение заявленных социальных гарантий понадобится более 3 млрд. рублей дополнительных средств.
– Несомненно, процесс повышения зарплат очень сложен, – говорит министр образования Иркутской области Виктор Басюк. – Нужно понимать, что это не единовременное механическое повышение, а изменение самой системы оплаты труда и индивидуальный подход к учителю.
Сегодня в каждом образовательном учреждении фонд зарплаты увеличен на 20%. Что касается «механики» начисления средств по новой системе, разобраться в ней не так-то просто. Авторы проекта разделили увеличение на две части. Во-первых, это увеличение базового оклада. Он вырос с 3740 до 4500 рублей у всех педагогов. Во-вторых, увеличение фонда стимулирующих выплат, который обеспечивает тот самый индивидуальный подход к творчески работающим преподавателям. Виктор Басюк говорит, что теперь система стала прозрачнее и каждый учитель сможет проверить, справедливо обошлись с ним или не очень.
– Когда у нас была единая тарифная сетка, руководитель имел право лично распределять надтарифный фонд и это вызывало много жалоб. Теперь директор не может распределить стимулирующие надбавки по собственному произволению, – утверждает министр. – В каждой школе существует положение о заработной плате, которое определяет все критерии. Например, имеет учитель победителя районной олимпиады или медалиста – ему за это положено определённое количество баллов. Сколько баллов наберёшь, столько и получишь стимулирующих выплат. Это, конечно, утрированная схема, но принцип заложен именно такой, и каждый учитель знает, сколько баллов заработал.
В общем, качество работы будет оцениваться по чётко прописанным критериям. Среди них текущая успеваемость, качество знаний, то есть оценки ребят, областные контрольные срезы, в конце концов, это участие ребят в олимпиадах различного уровня и ЕГЭ. Рост зарплаты учителя будет зависеть от достижений учеников.
– В мае я был в Братске, анализировал фонд оплаты труда в одной из школ-«пилотов», – говорит Виктор Басюк. – Директор мне рассказал, что есть там учитель, который в этом году только стимулирующих выплат получил 10 тысяч рублей. Сама зарплата у него выросла в 2,5 раза. Но есть учитель, который получил 300 рублей стимулирующих выплат. Потому что этот учитель просто ведёт свой предмет и уходит. У него нет классного руководства, нет дополнительных занятий, соответственно, нет и стимулирующих выплат. Так или иначе, люди, которые уже работают по новой системе, находят в ней много позитивного. Я встречался с 14 коллективами, и нигде никто не сказал, что это однозначно плохо. Не было ни одного человека, у которого зарплата не выросла вообще.
Однако мониторинг, который проводит сейчас министерство, показал, что не во всех территориях подошли к распределению зарплаты по справедливости. В некоторых школах в глубинке при проверке даже положения о выплате зарплаты не оказалось в наличии либо оно было составлено с нарушениями. Соответственно, там максимально повысили зарплату руководителям и их заместителям, педагоги ощутили лишь небольшое увеличение. Виктор Басюк не стал называть фамилии таких директоров, заметив, что «им всё объяснили, может, исправятся».
Новая система оплаты труда касается всех работников системы образования, включая технический персонал, а не только учителей. Сегодня в муниципалитетах активно идёт переход на новую систему оплаты труда в дошкольных учреждениях дополнительного образования. К 1 января 2012 года процесс должен быть завершён.
Молодые педагоги находятся в лучшем положении, чем прежде. Согласно новой системе, базовый оклад устанавливается независимо от возраста и стажа, тогда как единая тарифная сетка проводила градацию и оклад молодого педагога был гораздо ниже, чем педагога-стажиста. Недавно губернатор региона подписал постановление об увеличении единовременного денежного пособия молодым специалистам, если они захотят после окончания вуза поработать на селе. Раньше оно составляло 5–8 тысяч рублей, сегодня – 20 тысяч для южных и 25 тысяч для северных территорий. Уже год работает программа «Жильё на селе», в её рамках получили квартиры 56 учителей. Особенно радует, что в прошлом году в школы пришло на 50 молодых специалистов больше, чем в предыдущем.
Кстати, на сайте министерства образования сейчас работает «горячая линия» для педагогов, на которую они могут обращаться со всеми вопросами, связанными с начислением зарплаты.