Школьная форма – элемент образования
ак считают в некоторых учреждениях и ликвидируют плюрализм в одежде
В школах региона всё больше говорят о необходимости введения формы. В иркутской школе № 64 она появилась по решению совета школы, в который входят родители, ученики и учителя. «И если поначалу не все ученики были согласны с этим, то сейчас количество несогласных резко уменьшилось. Они поняли, как это замечательно и красиво. Когда я пришла в эту школу восемь лет назад, увидела, что дети были одеты в спортивные костюмы, джинсы, с голыми животами ходили. В общем, меня это шокировало», – вспоминает директор школы Галина Газенкампф.
По её словам, сначала решением совета был установлен деловой стиль одежды, а сейчас ввели единую форму. И её носят все: и старшеклассницы, и старшеклассники, и ученики младших классов. У девочек красные клетчатые юбки, белые блузки и серые жилетки, у мальчиков – просто серые классические костюмы. «Все увидели, что деловой стиль организует человека, приводит в состояние собранности, которого порой так не хватает при учёбе», — резюмировала Галина Ивановна.
Традиции выбора одежды для школьников неоднозначны и даже расплывчаты. Как выяснилось, вариант «чёрный низ и белый верх» несколько видоизменился в некоторых школах. «Чёрно-белая форма не обязательна: белые блузки – маркие, достаточно сложно поддерживать их достойный вид. Неяркие, спокойные цвета – зелёный, голубой, тёмный низ, однотонные рубашки и блузки – более практичный вариант, чёрно-белая же гамма – парадная», – выражает своё мнение преподаватель физики одной из иркутских школ. Универсальность формы для ребят всех возрастов также ставится педагогом под вопрос: «Зависит от возраста. Допустим, для девочек младшего возраста – сарафаны, блузки, для старших – деловой костюм… Важно, чтобы форма была удобна для самого ученика и учителя». Подтверждают эту точку зрения и родители учащихся.
«Форма, принятая в СССР, уже не актуальна. Однако она всё же должна быть удобной и скромной, не яркой, но и не одинаковой: детям важно проявить индивидуальность и одновременно спокойно учиться», — говорит Ирина Ибрагимовна, бабушка одной из учениц 9-й школы.
Также в некоторых учебных заведениях появляются совершенно индивидуальные, направленные на свободу самовыражения и объединение учеников в единый дружный коллектив нововведения. «У нас предлагают каждому классу выбрать определённый элемент одежды: галстук, браслет, шарф, что угодно – полнейший полёт фантазии, возможность быть индивидуальным и одновременно быть в коллективе», — рассказывает Екатерина Петровна, преподающая биологию в 39-й школе. Ученица 10 класса Яна Н. считает, что «достаточно того, что мы носим чёрный верх и белый низ, подростки всё же должны быть индивидуальны». Роман Першин, участник федерации старшеклассников, ученик той же 39-й школы, утверждает: «Каждый человек – индивидуум, и в школе надо это показывать, но не в одежде. О тебе будут судить прежде всего по действиям». Школьная форма, считают многие, приобщает ученика к коллективу, дисциплинирует и настраивает на учебный процесс.
В большинстве своём учителя полагают, что деловой стиль если не идеальный, то оптимальный вид одежды для ученика. «Школьная форма, конечно, нужна, потому что, во-первых, организует детей, они становятся более собранными и настроенными на учебный процесс. Ну и, во-вторых, это эстетично: нет хаоса, как в случае, когда ученики ходят в чём попало и кто во что горазд», — утверждает преподаватель биологии Екатерина Петровна. «Классическая одежда мне идёт, и я ношу её, когда хочу. Но не всем ученикам она подходит: некоторым чёрный низ и белый верх не нравится, и они надевают просто спокойные, однотонные вещи, это приемлемо», — соглашается Роман Першин. «Идеальная форма – понятие индивидуальное, но, по-моему, традиция чёрного низа и белого верха идеальна. Впрочем, иногда и она надоедает», — говорит Виктория П., ученица 11 класса 9-й школы.