издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Основа будущего

В иркутском лицее №2 открылась уникальная лаборатория для юных учёных

  • Автор: Наталья СОКОЛЬНИКОВА

В одной из аудиторий МОУ «Лицей №2» в субботний день началась, казалось, самая обыкновенная лекция: вместо вступления преподаватель пошутил о том, что кто-то сел на ток, и после прокатившегося по классу здорового смешка лицеисты приступили к получению знаний. Необычно то, что в этой аудитории около тридцати человек: вместе ученики восьмых, девятых, десятых и даже одиннадцатых классов и лектор, сотрудник ИГУ Михаил Просекин. Но самой непривычной для нашего города особенностью урока стал сам предмет лекции – основы нанотехнологий.

Появлению таких необычных занятий предшествовало создание в 2010 году на базе лицея №2 лаборатории нанотехнологий, её ещё называют Nаnoeducator. Nаnoeducator — совершенно новая факультативная площадка, открывшая возможность для школьников не только изучать инновационную дисциплину, но и принимать активное участие в научно-исследовательской работе. Лаборатория, собственно, представляет собой отдельную аудиторию в лицее, укомплектованную четырьмя компьютерами «Макинтош» и двумя приборами АСМ Nano-edukator производства NT-MDT (сканирующие зондовые микроскопы, учебно-методические пособия и другие приборы для работы с макро- и микроматериалами). 

Прежде чем ребят, желающих заниматься изучением нанотехнологий, допустят до практических занятий, самостоятельного «общения» со сложными приборами, а также подготовки собственных научно-исследовательских проектов, им предстоит прослушать теоретический курс по работе на АСМ, а также сдать по нему зачёт.

«Я новичок, только первый год занимаюсь этим факультативом и ещё не был допущен до занятий в лаборатории. Сейчас прослушиваю теоретический курс, посещаю лекции, готовлюсь к зачёту, который планирую сдать на следующей неделе», — говорит Дмитрий Трифонов, ученик десятого класса информационно-технологического профиля. Стоит заметить, что среди «воспитанников» лаборатории – ученики разных возрастов и направленности классов, в которых они обучаются, – от физико-математической до социально-экономической. Есть и те, кто собирается связывать жизнь отнюдь не с естественно-научными дисциплинами, но на вопрос, зачем же они посещают этот курс, ответ дают уверенный: мол, всем интересно то, от чего зависит наше будущее и чем раньше не было возможности заниматься. 

Предмет лекции Михаила Просекина – основы нанотехнологий

Лаборатория Nаnoeducator в современном мире – это ступень, помогающая преодолеть прямой путь ученика школы к перспективе стать учёным. Занятия в лаборатории заполняют тот чудовищный разрыв между школьной программой естественных дисциплин (таких как физика, химия, биология) и реальной научной работой, из-за которого в последние годы растёт дефицит научных кадров. Факультативный курс лаборатории сочетает в себе более высокий уровень теоретической подготовки, возможность ученикам средних учебных заведений проводить живой физический эксперимент на современном уровне, а также наглядно видеть интерпретацию решаемых ими физических задач, говорят преподаватели. Особенно важной составляющей работы в лаборатории считают развитие уровня проектной деятельности. 

— Проектная деятельность сейчас начинает развиваться, приобретает всё больше и больше новые формы: ученики школ не только прослушивают школьные уроки и делают домашнюю работу, но и выполняют различные вариации проектов, — отметила руководитель практического курса лаборатории, преподаватель физического факультета ИГУ Ирина Просекина. — Конечно, под этим словом мы всегда понимаем разное, но в нашем случае проект – это научная деятельность. Ребята ставят перед собой научные задачи, которые решают благодаря тому, что, с одной стороны, они учатся теории и понимают, что они будут исследовать, как это устроено, как работает, и осознают, что не всё это так просто и доступно, как хотелось бы (но занятие за занятием покоряют и эти труднодоступные вершины). С другой стороны, на практике работают с материалами, на которые им тоже очень интересно посмотреть. Тут они изучают инструкцию по работе с приборами, проводят лабораторные работы со стандартными образцами, для чего самостоятельно подготавливают микроскопы к работе: настраивают режимы, подводят иглу, узнают, как получать и обрабатывать изображение на экране, постепенно развивают навыки взаимодействия. После работы со стандартными материалами уже становится ясно, хочет ребёнок приступать к исследовательской работе или нет, и, соответственно, приступаем мы к проектной работе или не приступаем. И финалом работы ученика становится участие в олимпиадах и конференциях с собственным научно-исследовательским проектом.

Показательно то, что ребята, обучающиеся тут, уже успели показать отличные результаты на городских, региональных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и форумах. В самом лицее проведена конференция «Удивительный мир нано», по результатам которой выпущен сборник работ лицеистов. Будущие учёные из лицея участвовали в научно-практических конференциях «Эврика», «Мы познаём мир», «Мир физики FIZIKA@Baikal.ru», где занимали призовые места. В Москве на V Всероссийском интеллектуальном форуме-олимпиаде «Нанотехнологии – прорыв в будущее!», проходившем по инициативе МГУ и ОАО «Роснано», команда лицея награждена дипломом как одна из самых успешных, а учащийся десятого класса Даниил Козлов стал обладателем диплома 2 степени. Также по результатам форума-олимпиады лицей №2 в 2011 году стал региональной площадкой олимпиады наряду с восемьюдесятью «продвинутыми» школами России. 

Ксения Соколова заняла IV место в конкурсе «Учёные будущего» с работой «Структурные исследования причин сверхнизкого трения полиэтилена высокого давления». «В будущем я планирую стать учёным-нанотехнологом, — говорит она. — Как только представилась возможность поработать на микроскопе с собственным проектом,  выбрала направление, которым мы с научным руководителем занимались около девяти месяцев». Сейчас Ксения учится в одиннадцатом классе и планирует поступать в МГУ на физический факультет или на факультет наук о материалах. «Родители к выбору отнеслись положительно, а лаборатория лицея стала точкой старта моей научной деятельности», — рассказала она. Работа Ксении была замечена губернатором Иркутской области, который сообщил, что, возможно, её наблюдения будут использованы при создании нового катка в Иркутске. 

В лицее говорят, что вопрос, в чём будущее нанотехнологий, ещё открыт: есть учёные, которые предполагают, что развитие этой сферы наук станет огромным скачком в будущее наравне с появлением электричества. Лаборатория – гордость города. Ведь независимо от того, выберут ли ребята, занимающиеся в ней, путь учёного или же это будет другая дорога, они получили огромный опыт, который заключает в себе не только знания в области нанотехнологий, но и развитие таких качеств, как трудолюбие, упорство, умение представлять широкой аудитории свои наблюдения, ораторские способности, а также формирование нового взгляда на развитие науки и техники. Теперь ребята знают, как создавать проекты и что такое увлечённое занятие любимым делом. Преподаватели рассказывают, что многие из учеников засиживались в лицее с утра до позднего вечера над своими исследовательскими работами. 

В будущем в Nаnoeducatorе планируется открыть инновационный класс, в котором смогут обучаться школьники из других образовательных учреждений города. Для этого необходимо найти дополнительное помещение, а также привлечь ещё несколько преподавателей, которые будут проводить лекции и практические занятия с большим количеством ребят. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры