Инновации из отходов
Пластиковые бутылки, которые медленно разлагаются в естественных условиях и накапливаются на свалках в огромных количествах, могут не только вредить окружающей среде, но и совсем наоборот. Это доказал инженер из Ижевска Константин Широбоков. Летом его проект модульной установки для переработки пластиковой тары, позволяющей получить материал, с помощью которого можно собирать с поверхности земли или воды разлившиеся нефтепродукты, стал одним из лучших на молодёжном промышленном форуме «Инженеры будущего– 2011», который прошёл в Приангарье. Ожидалось, что проект будет представлен на Байкальском экономическом форуме, однако эти надежды не оправдались. В то время как на родине, в Удмуртии, технология уже приносит пользу экологии, интерес иркутских предприятий пока не заходит дальше диалога с авторами идеи.
Проект «Промышленное производство волокнистых сорбентов и теплоизоляционных материалов из полимерных отходов» был признан одной из лучших разработок, на международном молодёжном промышленном форуме в Большом Голоустном. На этой неделе он был представлен в финале Национальной научно-технической конференции в МГТУ им. Баумана.
Его автор, Константин Широбоков, заведующий лабораторией экспертно-аналитического отдела в Ижевском государственном техническом университете, рассказал «СЭ», что в его основе лежит новый подход к переработке полимерных отходов.
В качестве исходного сырья используются пластиковые бутылки. «У нас в республике под наш проект специально организовали сбор бутылок у населения по цене 30 копеек за штуку, – пояснил инженер. – Сбор идёт эффективно, население сдаёт – это процветающий бизнес». Годится любая чистая пластиковая бутылка без этикетки и пробки. Далее бутылки измельчают, и уже в виде фракции сырьё поступает на переработку.
Другой пластик (например, промышленные отходы) проходит испытания на процесс волокнообразования в лабораторных условиях. «Так, из отходов плёнки не происходит вытягивание штапельных волокон, поэтому мы её добавляем в процентом соотношении к бутылочному ПЭТу, и таким образом происходит переработка», – добавил Широбоков.
Все работы от загрузки сырья до выхода готового материала ведутся на одном агрегате. Такое техническое решение позволяет сократить число трудоёмких технологических операций и уменьшить себестоимость получаемой продукции, поясняет автор, а модульно-блочный принцип построения технологического процесса даёт возможность обслуживать отдельные модули без остановки производства.
На выходе получается материал, внешне похожий на синтепон, – волокнистый сорбент в виде боновых заграждений и нефтепоглощающих элементов (маты, ленты, подушки, салфетки, кассетные фильтры). Причём технология даёт возможность собранные нефтепродукты также использовать как вторсырьё: центробежным способом нефть отделяется от сорбента, компаундируется (смешивается) с товарной нефтью, а сточные воды направляются в систему поддержания пластового давления. Твёрдые отходы можно использовать для изготовления геотекстильного покрытия для автомобильных дорог. Кроме того, сорбент можно также применять как теплоизоляционный материал в строительстве.
Установленная мощность производства составляет до 130 тонн штапельного волокна в год. Волокнистый сорбент на основе ПЭТ-волокон имеет низкую стоимость – 50 рублей за килограмм, что в 5–10 раз ниже существующих российских и мировых аналогов, при этом сорбционная ёмкость к нефтепродуктам составляет в среднем 20 г/г, что в 1,5-2 раза выше аналогов того же класса, утверждает автор. Сорбент можно использовать многократно: он выдерживает не менее 50 циклов регенерации, причём регенерация возможна любыми механическим и центробежным способами. «Материал прост в эксплуатации, легко расстилается на поверхности разлитых нефтепродуктов, быстро их впитывает, эффективно удерживает в своём объёме и имеет положительную плавучесть, – говорит Константин Широбоков. – В отличие от терморасщеплённого графитового сорбента (СТРГ) его можно использовать в ветреную погоду».
В Удмуртии, сообщает изобретатель, этот продукт востребован на промышленных и нефтедобывающих предприятиях как альтернативный материал для сбора и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтесодержащих продуктов с поверхности воды и грунта, а также в системе комплексной очистки производственных стоков на промпредприятиях. «Таким образом, системный подход от производства до утилизации волокнистых сорбентов позволяет исключить потери товарной нефти, получить не только значительный эффект по охране окружающей среды за счёт использования вторсырья для ликвидации загрязнений, но и получить существенный экономический эффект», – считает автор. Были заинтересованные звонки и из Иркутска, однако дальше диалога дело пока не продвинулось.
По словам Константина Широбокова, результатом своей работы он видит создание областной программы переработки техногенных отходов с получением наукоёмкой продукции. В России очень сложно продвигать что-то новое и интересное, считает учёный. «Уже в течение пяти лет пытаемся нашему местному правительству донести эту информацию, но пока двигаемся самостоятельно, – констатирует он. – Коллеги в Германию уехали года три назад, теперь там уже стоит завод на базе модульных установок по переработке пластика в сорбирующие материалы – вот это подход к делу!» Косвенным подтверждением этому тезису может быть и тот факт, что после форума молодых инженеров представители областного правительства Приангарья обсуждали возможность представить лучшие проекты на БЭФе. По всей видимости, такой возможности не нашлось.