Все они марионетки
Эротическая кукольная история по-немецки с неожиданным финалом
Очередным подарком иркутянам к 350-летнему юбилею города стал приезд немецкого театра «Моттенкефихъ» из Пфорцхайма. Состоялся он в рамках партнёрского содружества с нашим областным театром кукол «Аистёнок», поэтому спектакль «Нуш-Нуши» прошёл именно на его сцене.
Немецкие коллеги предложили вниманию взрослых зрителей Иркутска первую постановку в куклах оперы Пауля Хиндемита «Нуш-Нуши», премьера которого состоялась в Земельном театре Штутгарта в 1921 году.
Художник Райнер Мюрле, создатель кукол современного спектакля, говорил: «Шары и цилиндры, элементарные геометрические формы, служат строительными основами большинства скульптур. Возникающая таким образом механическая фигура в своём внешнем проявлении может существенно отличаться от живого образа и в соответствии со своими техническими особенностями изменять вокабуляр движений героев произведения».
О чём повествует «Нуш-Нуши»? Постановщики говорят: «Это в высшей степени эротическая история с неожиданным, даже внезапным финалом». Но эротика – громко сказано. Это комическая опера, в которой любовные коллизии звучат иронично, в них чувствуется издёвка по отношению к одному из основных персонажей – генералу Кюсе Ваинге. Молодой создатель оперы писал её в послевоенное время, в Германии только намечался перелом общественного сознания. Из авторитарной монархии, которая была пропитана прусским военным духом, начинала возникать парламентская демократия. Предвестником её стал герой оперы слуга Тумтум, запутавший своих господ настолько, что они перестали понимать, что делают. Подобно итальянской комедии дель арте или «Петрушке» Игоря Стравинского (балет написан десятью годами раньше «Нуш-Нуши»), всё действие оперы пронизано народным духом, весельем, в котором изобретательность ума слуги побеждает надменную спесь сильных мира сего.
Как известно, на сцене куклы могут делать всё то, что не в состоянии исполнить актёр в живом плане. Куклы могут играть постельные сцены, и они не кажутся пошлыми, наоборот, вызывают смех и поощрение зрительного зала. Что и происходит в спектакле, в котором один кавалер назначает свидание четырём дамам и ни с одной не посрамил своего мужского достоинства.
Таких кукол, какими их придумал художник Мюрле, мы не видели. Они марионетки и в то же время представлены фигурами, словно скреплёнными шарнирами, могут танцевать и кружиться, выполнять вполне традиционные и очень сложные движения. Ироничность спектакля задана в передвижениях героев по сцене, их поступках, которые соответствуют тактам исполняемых музыкальных партий. (Перевод текстов высвечивался на экране параллельно).
Непрерывность действия, его плавные переходы от одной сцены к другой придали спектаклю целостную выразительность характеристик образов. В сочетании с музыкой композитора, замечательными голосами исполнителей вокальных партий получилось красивое, смешное и яркое зрелище.