«Чувствительные антенны» настроены на будущее
Дети стали экспертами форсайт-исследования
«Иркутск красив тем, что в нём множество старых деревянных домов. Хочу, чтобы эти дома сохранились». «…Я предлагаю сделать места обитания для бездомных людей и животных и давать хоть бедное и скромное жильё. А также отучить людей от пьянства и курения…». «Я хочу, чтобы не загрязняли природу». Вполне сошло бы за депутатские наказы, но на самом деле это комментарии семи-две-надцатилетних иркутян к их собственным рисункам. Детские работы стали частью очень даже недетского форсайт-исследования «Развитие Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона», проводившегося нынешним летом Байкальской международной бизнес-школой Иркутского госуниверситета совместно с Научно-консультативным советом отделения общественных наук РАН и факультетом мировой политики МГУ. Результаты исследования представили в докладе на Байкальском экономическом форуме. А посмотреть экспозицию можно было с 12 по 14 сентября в одном из залов научной библиотеки ИГУ. О том, какие выводы из увиденного сделал истеблишмент, покажет время, а вот психологи уже сказали своё слово.
«Хочу жить в таком будущем», – написал в отзывах глава одной иркутской компании, побывав на выставке. Сегодня её организаторы – БМБШ и группа En+ – думают о том, как продлить жизнь экспозиции: 43 из 123 рисунков, собранных этим летом в рамках исследования, были представлены в течение всего трёх дней в одном из залов научной библиотеки Иркутского госуниверситета.
Идея использовать детские рисунки в качестве катализатора дискуссий взрослых о будущем не нова. Этим методом в 1999 году заинтересовались во Всемирном банке. Появилась гипотеза о том, что дети могут помочь более точно понимать будущее. Десять лет назад прошла первая подобная выставка в Иркутске. Директор БМБШ ИГУ Владимир Саунин вспоминает, что летом 2001 года на выставке неожиданно, сломав график поездки, оказался Владимир Путин. Посмотрев работы, он подозвал к себе Германа Грефа, возглавлявшего Министерство экономического развития, и сказал ему: «Вы занимаетесь стратегическим планированием – вот вам прекрасная методология планирования будущего».
В отличие от выставки десятилетней давности в нынешней приняли участие не только маленькие иркутяне. Ответ на вопрос, в каком будущем вы хотите жить, искали дети из Пекина и Улан-Батора. На открытии в числе зрителей была замечена компания членов делегации КНР, приехавшей для участия в БЭФе. Рассказывают, что доклад «Развитие Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона», аккумулировавший экспертные оценки 50 российских учёных, вызвал столь серьёзный интерес, что был переведён на китайский ещё задолго до начала форума. И теперь китайцы сокрушались: комментарии под рисунками, являющимися частью материалов исследования, были только на русском.
Психологам и социологам даже нет необходимости читать комментарии, чтобы понять устремления детей. «Имеются ли существенные отличия в рисунках из Китая, России и Монголии?» – допытывался у своего спутника профессор БМБШ Максим Безрядин. «Различий не вижу ни в выборе цвета, ни в выборе тем, в основном это семья, природа, любовь к животным, – отвечал тот. – Только вот обрати внимание: практически на всех рисунках монгольских ребятишек имеется особенность – отчётливая линия горизонта». Своим разговором они привлекли других посетителей.
– А здесь какие-то психологические проблемы у ребёнка? – потянули эксперта к рисунку «2012 год» вполне апокалиптического содержания. Надо сказать, что маленькие иркутяне, рисуя города будущего, часто предпочитают быть готовыми к катаклизмам и в своих комментариях отмечают, что дома укреплены на случай землетрясения.
– Просто мальчик переживает. Рисунок здесь как психотерапия. Замечу, что не так уж много тревожных рисунков – около 10%, это небольшой показатель.
– А тут, смотрите, китайская девочка нарисовала подводный город (под ним подпись: «На моём рисунке – наша жизнь в будущем под водой в море». – Авт.).
– Мне кажется, он отражает тенденцию отвоёвывания нового пространства. Кто знает, может быть, в скором будущем китайцы начнут отсыпать искусственные острова и строить на них города…
Дизайнер Мария Степанова оформ-ляла не только нынешнюю выставку «Будущее, в котором я хочу жить», но и первую, что проводилась в 2001 году. И тогда и сейчас работать было сложно, но интересно. Из 120 работ надо было выбрать 43.
Организаторы выставки намеренно ориентировались не на художественную ценность, а на транслируемые детьми тенденции, не обращаясь в художественные школы. «Нам пришлось отложить много рисунков с сюжетами мультсериалов, с мечтами быть феями, принцессами и русалками, рисунки о строительстве торгово-развлекательного центра (в основном это были рисунки из России), оставив таких лишь единицы с целью показать, что наши дети и об этом мечтают», – рассказала она.
– Где наши дети используют слово «хочу», китайские пишут «будет», наши дети только собираются стать космонавтами, а китайские «маленькие принцы» уже моют звёзды, – поясняет Мария. – Даже иркутский мальчик, мечтающий о восстановлении советского автопрома, пишет в комментарии: «Попытаюсь восстановить». И ещё обратите внимание, на рисунках китайских ребятишек всё прорисовано до мельчайших деталей.
Дизайнер отметила, что работы, пришедшие из Китая, отличает «проектное мышление», множество «урбанистических пейзажей». А вот рисунки из Монголии, практически все, – о гармонии между природой и человеком. Для них характерны ясная линия горизонта, чистые цвета.
О существовании устойчивых различий между представлениями российских, китайских и монгольских детей говорит и ведущий научный сотрудник лаборатории «Политическая психология» факультета психологии СПбГУ Юрий Филимоненко. «Это прослеживается в масштабности, активности и конструктивности образов будущего, различиях в ощущении своей значимости и нацеленности на улучшение не только ближнего окружения, но и всего мира в целом, – считает учёный. – К сожалению, характер этих различий таков, что должен побудить именно российских политиков, педагогов и психологов настоятельно озаботиться формированием более деятельного, позитивного и неэгоцентричного мировоззрения нынешних детей».
«Дети в своих мечтах отражают реальность», – констатирует председатель президиума Иркутского научного центра СО РАН Игорь Бычков. И это подтверждает Мария Степанова:
– Содержательно детские работы нынешние и десятилетней давности очень отличаются. Я до сих пор прекрасно помню рисунок «Ты – бандит, я – ОМОН»: на фиолетовом фоне маленький человечек и рядом с ним огромный бандит. Были рисунки с комментариями: «Хочу, чтобы бабушке платили пенсию», «Пусть папа найдёт работу». Сегодняшние дети такого не рисуют.
– Помню реакцию посетителей первой выставки: какие бы группы мы ни приглашали – учителей, депутатов, банкиров, – они вваливались в зал шумной толпой, а уходили тихие, даже подавленные, – отметил Саунин.
Дети оказываются чувствительными и к сегодняшним проблемам, и к надвигающимся изменениям. Профессор Высшей школы экономики Геннадий Константинов говорит, что в этом они похожи «на чувствительные антенны». «В их мечтах и заботах нужно искать стратегические цели для себя, для компании и для страны, – написал он в отзыве на выставку. – Если дети мечтают о чистой планете, то какова же истинная цена накопленного экономического богатства?» Заместитель директора Института психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования Елена Иванова обратила внимание на то, что в рисунках есть глубокое понимание значения природы: «Никто не желает жить в сером, загазованном мире».
Детей попросили нарисовать будущее, в котором им хотелось бы жить. Они и нарисовали города, где роботы тщательно следят за чистотой, а мусор является сырьём для производства энергии; там нет бездомных животных, машины летают, а на месте дорог разбиты парки и скверы; есть машина времени и дракон, защищающий природу.
– «…Волшебное и любящее будущее» – готовый слоган! – говорит Мария Степанова об одной из работ. И её автор наверняка не будет возражать, если это станет девизом взрослых.