«Я знаю, песня сложилась»
Александр Шульгин сделает музыкальный подарок Иркутску, несмотря на трудности
«Я бы мог издать двухтомник о том, какие сложности поджидали, когда я пытался подарить песню Иркутску, – говорит, улыбаясь, известный музыкант Александр Шульгин, который родился и вырос в Иркутске, а живёт и творит сейчас в Москве. – Издатели уже заинтересовались этой идеей». Мысль написать произведение к юбилею областного центра возникла у него во время прошлого визита в Иркутск – в январе 2010 года. А с июня нынешнего года музыкант не знает покоя: «Ощущаю себя не композитором, а секретарём-машинистом и звонарём – столько писем отправил и звонков сделал». В том, получится ли у музыканта сделать полноценный подарок Иркутску, разбиралась ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.
«Я говорил себе: «Крепись»
Известный российский музыкант, автор текстов, композитор приехал в Иркутск неделю назад. Одной из причин визита стало посещение областного центра Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. С ним Александр Шульгин познакомился в 1996 году, когда Кирилл возглавлял отдел внешних отношений в Свято-Даниловом монастыре, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским. Музыкант рассказал, что по мере сил старается быть на патриарших богослужениях. В ноябре Александра Шульгина приглашают в Армению, где состоится встреча трёх Первосвятителей – Армянского, Грузинского и владыки Кирилла.
Вторая причина связана с творческой инициативой самого музыканта. Он написал песню для Иркутска, но пока не может подарить её областному центру в том виде, в котором задумал: «Во время прошлого визита в город я подумал: «У меня есть песни, так или иначе связанные с Москвой, три песни о Санкт-Петербурге, а об Иркутске нет ни одной». Об Иркутске вообще песен нет, даже «Любимый Иркутск, середина земли» только слегка лирически касается областного центра.
Слова и музыка были написаны быстро, в день рождения музыканта, практически между Москвой и Италией, куда он отправился по делам. «В тот день телефон не умолкал ни на минуту, а я не мог его отключить, потому что не хотел пропустить ни одного звонка. Однако, несмотря на такое количество звонков, песня как бы снизошла – и слова, и музыка… Наверное, знаменательно то, что песня далась именно в этот день, получился двойной подарок – и себе, и городу».
– Большая часть времени ушла на «подготовительный этап». Я много думал над тем, что именно нужно отразить в песне. Во-первых, аутентику. Мы не должны забывать, что это сибирская земля, что есть коренное население. Это фундамент, на который 350 лет назад пришли казаки, принёсшие с собой слово и веру. Второй момент – нужно было создать несложную форму, понятную и ребёнку, и взрослому.
Александр Шульгин озвучил свою мысль губернатору Дмитрию Мезенцеву, тот сказал: «Идея хорошая, мы её рассмотрим», – и дал соответствующее указание своим службам. В июне началось хождение музыканта по кабинетам. Дело в том, что он задумал записать песню сразу в нескольких вариантах: предназначенном для большого оркестра с хором, отдельно для хора и для оркестра, эстрадно-симфоническом и лёгком инструментальном варианте, а также несколько танцевальных ремиксов. Таким образом удалось бы «закрыть» всю возрастную, социальную и вкусовую палитру. Всё упирается в предоставление студий и музыкантов для записи. «Я дарю произведение, но не могу быть оркестром, который его исполнит, и студией, которая запишет. Для всего этого необходимо волеизъявление, а его пока нет, – говорит музыкант и добавляет: – Прекрасно понимаю, что не всё в данном случае зависит от губернатора».
Рассказывая о трёхмесячном «хождении по кабинетам», Александр Шульгин признаётся: «Столько крови не сдавал последние 10 лет. Ощущаю себя не композитором, а секретарём-машинистом и звонарём – столько писем отправил и звонков сделал. Неделю назад пошутил, что, пожалуй, издам двухтомник о том, с какими сложностями столкнулся, когда хотел подарить гимн своему городу. На что издатели отреагировали очень хорошо. Однако когда меня посылали из одного кабинета в другой, я говорил себе: «Крепись». В другой ситуации я бы даже десятой доли этого не смог вытерпеть».
Сейчас Александр записал два студийных варианта произведения «Сибирь, Байкал, Иркутск». Один из них исполняет оперный певец, солист Большого театра, заслуженный артист России Владимир Редькин. «Запись прошла прекрасно, Володя был на подъёме, а в конце сказал: «Это точно будет хит». Слышать такое от солиста Большого театра было очень приятно, – рассказал Александр Шульгин. – Вчера дал послушать песню одному школьному товарищу, уважаемому здесь человеку. Он звонит и говорит: «Встал с утра и напеваю её, ну что же такое!» Надеюсь, песню можно будет услышать на радио и на портале вашей газеты. Полагаю, что она будет и дальше «расходиться». Я говорю это не из нескромности. Просто есть ощущение, что песня сложилась и полюбится».
«Я же теперь студент»
Последние несколько раз Александр Шульгин приезжал в Иркутск на день рождения своей мамы, который отмечается 2 января. Так было в 2010 году и в 2006-м. Нынешний его визит был рассчитан на три дня, которые были расписаны по минутам. Наша встреча состоялась только в восемь часов вечера в одном из кафе областного центра. «Я приезжаю в Иркутск всегда с большой радостью, потому что здесь много друзей, но не со всеми удаётся встретиться. Вот и маме остаются только минуты утром, пока я не убежал, и вечером, когда мы сидим, разговариваем. Изменился ли Иркутск со времени моего прошлого визита, пока сказать не могу. Новый мэр Виктор Кондрашов произвёл на меня хорошее впечатление: как он посмотрел в глаза, пожал руку. Хотелось бы оценить его и по делам. Когда я сказал ему, что написал песню об Иркутске, он был удивлён. Несмотря на то, что моё произведение касается областного центра, все вопросы, связанные с ним, были переданы администрации региона. Может, если бы этим вопросом занимался мэр, он решился бы гораздо быстрее».
На вопрос, чем были заполнены те полтора года, когда Александр не появлялся в Иркутске, он ответил: «Чем дальше, тем времени меньше. Я же теперь студент, поступил на заочное, учёба занимает много времени. Много пишу: в Европе были презентованы подряд две песни, веду колонки во многих СМИ. Пишу, пишу, пишу… Иногда руки не слушаются».
Сейчас музыкант участвует в организации первого фестиваля Азии. «Мы в России привыкли смотреть на Запад и не понимаем, что с Востоком у нас гораздо больше общего. Поэтому я выступил с идеей культурного фестиваля. Первый раз он будет проводиться в Москве, но мне не хотелось бы привязывать его к столице. С таким же успехом он может пройти, например, на Байкале».
В нынешнем году Александр стал студентом Святотихоновского университета, он выбрал факультет богословия. Ему предстоит учиться пять лет. «Программа очень насыщенная, до 7 октября предстоит сдать контрольные работы по 11 дисциплинам, каждая включает 12 вопросов. На первые три вопроса я отвечал восемь часов», – рассказал Александр Шульгин. На вопрос, что именно – диплом или свидетельство – он получит по окончании курса, ответил: «Мне не важно, что это будет. Главное – получить знания, ведь я веду колонки и блоги в Интернете. У меня более 10 тысяч друзей в «Одноклассниках», 1000 – «В Контакте», столько же – в «Живом Журнале» и в «Фейсбуке», есть друзья на «Мейл.ру», а ресурс «Гайд-Парк» рассылает мои блоги по разным адресам. Недавно мы посчитали, что каждый мой пост читают более 400 тысяч человек. Я смотрю на многие вещи и пишу о них через призму веры. Я не занимаюсь миссионерством, но если рассуждаю на эту тему, то должен хорошо её знать».
Однако в ходе обучения открылся ещё один момент: «Когда я засел за первую свою контрольную и восемь часов отвечал на три вопроса, мне отрылся большой пласт знаний. Возможно, я уразумел бы это сам, но гораздо позже. Сейчас я смотрю на многие вещи по-иному».