Настраивают рояль, докрашивают стены
Концертный зал филармонии готовится к 120 дню рождения
В концертном зале Иркутской филармонии одновременно делают несколько дел: настраивают рояль, докрашивают стены на подступах к сцене, репетируют «неоконченную» симфонию Шуберта, здесь же в фойе ходят посетители открытой накануне фотовыставки. С одной стороны, всё это напоминает привычный для Иркутска сентябрьский цейтнот, с другой – говорит о приближающемся открытии концертного сезона. Как оказалось, есть у этой суеты и третья сторона: в этом году концертному залу Иркутской филармонии исполняется 120 лет. Как собирается отмечать круглую дату старейший музыкальный зал города и что он получит в подарок, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.
В новом свете
Директор Иркутской филармонии Дмитрий Поблинков берёт связку ключей и, приглашая посмотреть зал своими глазами, выходит из кабинета. Так он отвечает на вопрос, как филармония готовится к 120-летию концертного зала. По пути рассказывает, что работы по реконструкции зала начались заранее. В прошлом году они успели заменить на стеклопакеты нижний ряд окон, выходящих на улицу Ленина, а зимой этого года – верхний. «В результате у нас существенно усилилась звукоизоляция», – констатирует Дмитрий Поблинков, хотя и не отрицает, что она всё ещё далека от идеальной. Объяснять почему, в общем-то не требуется: здание строилось тогда, когда мимо него передвигались разве что конные экипажи, а сейчас идёт непрерывный поток общественного транспорта. Была проведена в здании и другая незаметная работа: реконструирована система вентиляции, заменена электропроводка. Из того, что становится заметно сразу, – обновлённые стены, новые шторы, чистые доски сцены, которые пока предусмотрительно покрыты целлофаном. «Также мы заменили обустройство сцены. Немного поменяли цветовую гамму зала. Обновили одежду сцены», – перечисляет директор филармонии. По его словам, в последний раз ремонтные работы в зале в таком масштабе проводились лет 10 назад. Стоимость всех работ, включая техническое переоснащение зала, составила 6 млн. рублей.
В то время как в одном конце сцены настраивают рояль, в другой группа рабочих монтирует новое световое оборудование. Система прожекторов и осветительных ламп – это главная техническая новинка зала, которая пока висит над самым полом, но скоро поднимется под поток. Для этого были установлены специальные лебёдки, а также смонтирована система управления светом с пульта, тогда как раньше всё приходилось делать вручную.
– Конечно, это расширяет возможности сцены, – говорит Дмитрий Поблинков. – Мы также механизировали штанги, так что теперь можно менять какие-то элементы декораций, а раньше для этого надо было катать лестницы, делать всё самостоятельно.
В масштабах филармонии все эти изменения можно расценивать как маленькую техническую революцию. Хотя бы потому, что система освещения в зале, по словам директора филармонии, последний раз капитально реконструировалась примерно полвека назад. До сих пор здесь был только стационарный свет, теперь появилась динамическая подсветка и другие приспособления, позволяющие устраивать моноспектакли и по-новому организовать обычные выступления оркестра. Появится в будущем, по словам руководства филармонии, и возможность совмещать музыку и визуальный ряд, что подтверждает висящий у дальней стены зала экран проектора – ещё одна новинка.
Классика жанра
Несмотря на то, что концертный сезон откроется в филармонии только в октябре, увидеть новый зал можно уже сейчас. 7, 8 и 9 сентября там прошло несколько концертов в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале». Так, 7 сентября на обновлённую сцену вышли солисты квартета имени Бородина, исполнившие произведения Бетховена и Шостаковича. На следующий день пианист Владимир Тропп играл произведения Шумана, Скрябина и Чайковского. А в пятницу вместе с оркестром юных музыкантов под управлением дирижёра Леонида Безродного Денис Мацуев исполнил в филармонии концерт №1 Листа. «Представляете, несчастные дети всё лето разучивали Листа», – и в шутку и всерьёз сказал сам пианист на пресс-конференции по поводу открытия фестиваля. И оказался не так уж неправ: за несколько дней до этого корреспондент «Иркутского репортёра» действительно застал юных музыкантов в полном составе в зале во время репетиции.
Новый зал будет представлен публике 2 октября. На этот день намечен большой концерт с участием уже известной иркутской публике Анастасии Привозновой, солистки Центра оперного пения Галины Вишневской. В филармонии обещают, что предстоящий сезон в целом должен быть интересным. Помимо собственно концертов Губернаторского симфонического оркестра, планируется в этом году продолжить оперные постановки. Также в филармонии собираются начать цикл концертов симфонической музыки народов России.
Прошлое и будущее
Несмотря на то, что о необходимости строительства в Иркутске нового современного концертного зала говорят не первый год, пока главной концертной площадкой города остаётся филармония. Рассуждая о её плюсах и минусах, Дмитрий Поблинков объясняет, что с точки зрения организации творческого процесса здание совершенно неприспособленное. «Не хватает или почти отсутствуют артистические, костюмерные, репетиционные помещения. Одним словом, у нас сегодня нет инфраструктуры, что должна быть вокруг зала», – перечисляет он недостатки.
Однако с точки зрения акустики, объясняют в филармонии, это уникальный зал. «Он позволяет раскрыть живой звук, который звучит в нём потрясающе хорошо. В этом смысле это один из лучших залов в Сибири и на Дальнем Востоке», – говорят музыканты. Другое дело, что для проведения таких масштабных музыкальных фестивалей, подобных «Звёздам на Байкале», он не совсем подходит, так как просто не может вместить всех желающих.
Согласно Иркутской летописи Юрия Колмакова, строительство здания, в котором располагается зал, началось 121 год назад. «27 июня 1890 года состоялась закладка фундамента нового каменного дома Общественного собрания. Проект и смета первой очереди выполнены архитектором Владимиром Рассушиным», – рассказывает источник. А всего год спустя в зале Общественного собрания, в котором сейчас располагаются Иркутская филармония и театр юного зрителя, уже устраивали музыкально-литературные вечера. Иркутский историк, профессор ИГУ Болеслав Шостакович говорит, что, по большому счёту, в то время это здание было центром общественной и культурной жизни города. «В западной части Российской империи в те времена существовала традиция создавать так называемые дворянские собрания для высшего сословия общества. Но за Уралом, в Сибири, дворянства тогда почти не было. На вершине иерархической лестницы общества стояли купцы и отдельные представители мещанства. Однако подобные учреждения по образу европейских здесь тоже создавали, только называли их Общественными собраниями», – объясняет он.
Полностью сооружение Общественного собрания было завершено только к концу 1902 года. Именно тогда всё строение обрело единую кровлю. В последующие годы оно неоднократно перестраивалось. Так, по воспоминаниям Шостаковича, уже в советское время был сооружён пристрой, через который сделан отдельный вход.
Сегодня, как объясняют в филармонии, историческая часть здания бережно сохраняется, и о возможности её реконструкции или какой-либо перестройки с целью расширить зал речь не идёт. «Мы всегда помним о его исторической ценности», – подчёркивают там. Что касается пристроя, о котором говорил Болеслав Шостакович, то в планах филармонии стоит его расширение. Он был сделан наскоро и не очень качественно. Поэтому в своё время был разработан проект его реконструкции. По сути, речь идёт о создании четырёхэтажной пристройки к основному зданию, с одним цокольным этажом, общей площадью около 4 тыс. кв. метров, где планируется разместить всю необходимую для музыкантов инфраструктуру.