Социологи измерили температуру общества
Фонд общественного мнения опросил жителей Приангарья
Официальный старт избирательной кампании был дан 29 августа, когда президент России Дмитрий Медведев подписал указ о проведении выборов в Госдуму. Ещё через два дня Центральная избирательная комиссия опубликовала календарный план – в нём подробно расписаны все мероприятия.
Конечно, «старт» кампании носит сугубо формальный характер, поскольку парламентские партии ещё в середине лета отмобилизовали своих сторонников и начали подготовку к выборам. Тем не менее социологи и политологи стараются замерить температуру общества именно сейчас, до того, как маховик агитационной машины наберёт обороты. Это позволит наблюдателям получить исходную точку, от которой они потом будут оценивать успешность стратегии и тактики, избранных участниками политического процесса, на всём протяжении кампании и вплоть до результатов голосования.
В конце августа результаты опроса населения Иркутской области обнародовал Институт фонда «Общественное мнение», одно из наиболее авторитетных социологических учреждений России. Социологи опросили две тысячи респондентов. Их интересовало, как относятся жители региона к политическим партиям, лидерам государства и региона и, конечно, за какие партии они готовы голосовать.
На уровне средних значений
Если говорить о лидерах, то, как и ожидалось, большинство населения в Приангарье доверяет президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину. Президенту РФ доверяют 45% жителей региона; «отчасти доверяют, отчасти нет» 28% респондентов, а недоверие выражают 23% участников опроса. Аналогично выглядит и рейтинг доверия премьер-министру РФ Владимиру Путину. Ему доверяет половина жителей области – 53%; «отчасти доверяют, отчасти нет» – 24%, а не доверяют лишь 20% жителей Иркутской области. Эти показатели соответствуют цифрам по стране. Вписывается в средние российские показатели и отношение к губернатору: больше половины респондентов одобряют деятельность на посту губернатора области Дмитрия Мезенцева.
Конечно, главной интригой было отношение населения региона к партии «Единая Россия». Не секрет, что в последнее время партию много критиковали, и некоторые наблюдатели даже пришли к выводу, что на декабрьских выборах партия власти утратит конституционное большинство в Государственной Думе. В Иркутской области результаты кандидатов «Единой России» на мэрских выборах 2010 года в крупных муниципалитетах тоже не обнадёживали.
Действительно, согласно данным социологических опросов, если в ноябре 2009 года электорат партии в Иркутской области составлял 56%, то в мае 2011-го – всего 44%. При общем снижении поддержки нельзя сказать, что Иркутская область как-то особенно выделяется на фоне других регионов. По результатам опроса, проведённого Институтом фонда «Общественное мнение», в августе доля электората «Единой России» составила 42%. По России в среднем эта цифра, по информации ФОМ, составляет 43%, а значит, регион не выпадает из статистики в среднем по стране.
Сложно говорить и о каких-то особенных «иркутских» или «братских» тенденциях. Да, в крупных муниципалитетах поддержка партии власти ниже среднего по стране, но такая ситуация и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах.
Курс на стабильность
По данным опроса, в Иркутской области партии власти доверяют 45% участников опроса. Интересно, что к уверенным сторонникам «Единой России» себя причисляют 31% жителей, что значительно больше, чем в стране в целом (17%).
Решающим мотивом выбора люди сегодня называют доверие к партии. Так обосновывали свой выбор более трети электората «Единой России» (35%) и коммунистов (40%), 38% электората «Справедливой России» и 28% приверженцев «либеральных демократов».
Ещё одним важным мотивом для избирателя является стремление к стабильности. Значительная часть избирателей до сих пор с содроганием вспоминает десятилетие «демократических» экспериментов 90-х годов, поэтому среди электората «Единой России» 23% голосуют за партию именно потому, что считают перемены в общественной и социальной жизни нежелательными. А каждый пятый в этой группе уверен, что «Единая Россия» всё равно победит на выборах, поэтому нет смысла голосовать за другую партию.
Что же касается других партий, то, по данным опроса ФОМ, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за КПРФ отдали бы голоса 13% респондентов, за ЛДПР – 9%, за эсеров – лишь 5%. И здесь жители области ничем не удивили социологов: уровень поддержки парламентских партий соответствует общероссийским показателям и данным по Сибирскому федеральному округу.
Очевидно, что наиболее острая борьба развернётся вокруг тех 17%, которые пока не определились с выбором. Из их числа примерно 40% опрошенных допускают возможность, что проголосуют за «Единую Россию», а 39% пока не имеют на этот счёт вообще никаких соображений.
Что же касается ожиданий радикального изменения политического пространства России на декабрьских выборах, то они оказались преждевременными.
Критика в адрес «Единой России» звучала преимущественно в Сети. Насколько это ударило по позициям партии? С одной стороны, число пользователей Интернета неуклонно растёт. По данным того же ФОМ, количество регулярных пользователей Сети в Сибирском федеральном округе в прошлом году увеличилось на 25% и сейчас составляет 37% населения. Но это отнюдь не означает, что все эти люди были немедленно распропагандированы противниками «Единой России». Большая часть пользователей посещает преимущественно социальные сети и развлекательные ресурсы.
Зато на информационном поле в СМИ все летние месяцы доминировали Объединённый народный фронт, народные праймериз, формирование Народной программы. ОНФ не только вовлёк накануне избирательной кампании в политическую жизнь свежие лица, но и инициировал живую дискуссию. Это создало целый букет информационных поводов, которые «Единая Россия» постаралась использовать в свою пользу. В результате мы видим, что в Иркутской области на старте избирательной кампании «Единая Россия» находится на позициях, по крайней мере, не худших, чем в других регионах страны.