Почём бабры для народа
Боевая нерпа с битой, монетка номиналом в «один бабр», Александр III внутри «мечты импотента». Фантазия дизайнеров в преддверии 350-летия Иркутска не знает границ. Только монет к юбилею разные организации выпустили чуть ли не дюжину, на любой вкус и достаток. А иркутянин стал ленив и придирчив, он сжимает заветные сторублёвки в кармане, он цыкает зубом на китайцев, которые штампуют на кружки милые виды Иркутска, вытягивает губы, глядя, как плюшевые нерпы водят хороводы. А потом покупает магнит – и уходит.
Военная тайна
В мэрии Иркутска общаться на тему госзаказов на сувениры отказались, сославшись на то, что запрос, пролежавший «в работе» три дня, нужно заменить на новый – на имя мэра или начальника пресс-службы. Времени у газеты составлять очередной запрос уже не было. Хорошо, что есть сайт госзаказа, где эту «глухую несознанку» хотя бы по заказам свыше 100 тысяч рублей можно развеять. Иркутская мэрия, как оказалось, уже провела конкурс на изготовление 978 нагрудных памятных знаков «Иркутск-350». Победитель конкурса – научно-производственное объединение «Сибзнакъ» – уложился в 357,4 тысячи рублей. Пообщаться с руководством «Сибзнака», как и с его основным партнёром – мэрией, не удалось. Придя в назначенный час к офису «Сибзнака», мы простояли у закрытых дверей. Видимо, сувениры – это военная тайна, не меньше. Для сайта госзаказов секретов нет. Лучшие люди Иркутска получат на грудь посеребрённые медные знаки, на лицевой стороне которых – изображение Иркутского острога и надпись: «Памятный знак «Иркутск-350», на обороте – герб города, утверждённый императрицей Екатериной II в 1790 году, по кругу надпись: «Любимый Иркутск – середина земли». Кажется, сбылась светлая мечта губернатора Дмитрия Мезенцева, который несколько лет назад, едва придя к власти в Иркутской области, заявил: «А давайте сделаем юбилейную медаль!» Знаки изготовлены с качеством proof-like, то есть подобно монетам proof – высшего качества. Каждый уложат в красную бархатную коробочку. Всё патриотично и торжественно. А между тем «Сибзнакъ» реализует в Иркутске магнит-переливашку, на котором Владимир Путин чудесным образом превращается в Дмитрия Медведева. Сделать бабра, плавно перетекающего в Виктора Кондрашова, креативщики, видимо, не решились. Хотя как знать, ведь кругом военная тайна.
Завалю родню магнитами
Отчаявшись получить что-то у властей, мы пошли в народ. Сувенирные палатки работают в Иркутске с июня, сейчас в городе их семь. «Я представила этот проект в городской мэрии, и нас поддержали, – рассказала директор компании «Графика плюс» Галина Константиниди. – Мы реализуем эту акцию совместно с несколькими компаниями, которые производят сувениры. К примеру, с центром компьютерной вышивки «Никонель» и «Сибзнаком».
«Дизайн сувенирных палаток мы тоже разрабатывали сами, и получилось, на мой взгляд, интересно и оригинально, – говорит Константиниди. – А философия наших сувениров изначально была такой: сделать празднично оформленные вещи, но практичные и по демократичным ценам. Поэтому мы предлагаем нашим потребителям календари, ручки, деловые блокноты, магниты». Всего более 50 сувениров. Мы пробежались по нескольким лавкам.
– Какие сувениры к 350-летию пользуются особой популярностью?
– Небольшие – магниты, значки, брелоки. Покупают плюшевых нерп. А вот книги о Байкале, об Иркутске не идут совсем, – рассказали в сувенирной палатке в ТЦ «Сезон». А ведь в палатке есть что почитать. В сувенирных лавках лежит гениальная книжка «Иркутск астрологический». Посвящена, заметьте, 350-летию города. Автор в книге прямо указывает: в сквере Кирова есть чаша фонтана, в ней – вода, а вообще весь город живёт под знаком Рака. Зачитаешься. А вот в сувенирном отделе книжного магазина на Карла Маркса, наоборот, книжки с фильмами к магнитам идут хорошо. «Преобладающего товара нет, людям нравятся разные вещи», – усмехается продавец сувенирной палатки на Урицкого. И прибавляет к «ходовым» магнитам и календарикам ещё и футболки. Сувенирщики признаются: люди в основном берут мелкие сувениры на небольшую сумму. В компании «Никонель», к примеру, рассказали, что лучше всего у них расходятся крохотные валеночки с символикой. А в сувенирном отделе книжного магазина на Карла Маркса сообщили, что замечали: приезжие обычно берут сувенир со словом «Иркутск», местные же предпочитают «Байкал».
В этом году отличился «Алмаз»: практически в каждом магазине есть отдельная витрина к 350-летию. В ТЦ «Сезон» продавцы даже жалуются: «Вот обидно, что столько иностранцев по городу ходят, такая дата… В лавках охотно покупают, гиды им про это всё рассказывают, показывают, а вот сюда только иркутяне заходят». Посмотреть есть на что: «Алмаз» готовил целую коллекцию из серебра 925-й пробы. «Ограниченная партия», – интригуют продавцы. Тут и крупные и мелкие монетки с золотым бабром, и подвески с надписью «Иркутск», и часы с символом города. «Особой популярностью пользуются монеты – на счастье, на удачу, на здоровье, – говорят продавцы. – Те, что с золотым напылением, дороже, но, в общем, их покупают чаще всего». Покупатели берут в среднем на тысячу – к примеру, монетку и три подвески. Цена идёт от массы, и наши расчётливые соотечественники стараются на одну сумму набрать побольше.
«День на день не приходится, иногда заглядывает покупатель, который скупает всё подряд, а иногда – полный ноль», – говорят практически все опрошенные. Дневная выручка «скачет»: когда 5-6 тысяч, когда – почти ничего, отмечает один из торговцев в ТЦ «Сезон». Неохотно общаясь на коммерческие темы, продавцы с увлечением говорят о предпочтениях покупателей. Их хорошо изучили опытные продавщицы сувениров из Торгового комплекса. Они делят людей на приезжих и «отъезжих». «Молодёжь, приезжающая на фестивали, скупает много мелких сувениров, меняется ими с иностранными коллективами, – рассказывает продавец. – Наши, когда уезжают из города, обычно берут больше – на всех друзей, знакомых, родственников». Отправляющийся в далёкие края иркутянин, видимо, слегка на взводе и может потратить на сувениры до трёх тысяч рублей. Щедрая душа. А приезжие обычно берут сувениры поменьше, подешевле. Исключение, пожалуй, китайцы, которые могут по 2 часа стоять у витрин, а потом «основательно» скупают самых дорогих матрёшек. Продавцы замечают: «юбилейный» сезон идёт ровненько. Особого ажиотажа нет. В Торговом комплексе вообще не юбилея ждут, а Нового года: вот тогда можно выручить 50–70 тысяч в день против обычных 30.
Без чувства места
«С сувенирами у нас всё хорошо, у нас с креативом плохо, – скептично заметил иркутянин Дмитрий, разглядывая в музее «Тальцы» сувенирную нерпу. – Что это за ерунда на камешке?» «Иркутский репортёр» решил вспомнить, какие интересные проекты по сувенирам предлагались в течение года. На ум пришёл проект студентов БГУЭП об установке специального аппарата – крутишь ручку, и машина чеканит монетку «350 лет Иркутску». Люди могли бы сами делать памятные монеты. Сейчас уже никаких упоминаний об этом проекте нет. Хотя долбануть молотом в «Иркутской слободе» и отчеканить монетку дадут. Но всё же не машина. Весной галерея «Главный стиль» предложила сделать 100 метровых белых бабров, отдать художникам под раскраску, а потом продать с аукционов и расставить эти огромные сувениры по всему городу. «Стоят несколько бабров у нас в галерее, так белые и остались. Не поддержали проект наш. Сказали: ветеранам не понравится, – рассказала глава галереи «Главный стиль» Татьяна Смолькова. – Но почему не понравится-то? Вот в Берлине с их символом медведем такие акции проводят. И люди по-настоящему любят свой символ, он им очень близок».
«Нет у нас сувениров с «чувством места», – с обидой говорит Смолькова. – В большинстве своём – тиражные, безликие. Вы же видите, китайцы освоили эту нишу – уже пошли китайские изделия «под Иркутск». Другие эксперты тоже говорят: китайцы активно осваивают рынок. По отдельным оценкам, до 40% сувенирной продукции в регионе – это китайские шедевры. К примеру, известный торговый дом, специализирующийся на подарках, эскизы делает в Иркутске, а наносят родные пейзажи на посуду или сувениры уже в Китае. «Великолепная, качественная продукция, – замечает руководитель мастерской берестяных сувениров «Берестяная грамота» Пётр Богданов. – Но мы же должны и свои промыслы развивать». Казалось бы, ну какой креатив с берестой? Оказывается, чем больше поли-графии и китайских сувениров, тем берёзовая вещь ценнее. Вот приедет Путин на БЭФ, а ему конверт берестяной – кем он изготовлен? Инвалидами-колясочниками.
За последние месяцы объёмы производства «Берестяной мастерской» увеличились примерно в два раза. В день инвалиды-колясочники делают около 100–200 сувениров: зеркала, зажигалки, шкатулки «Иркутск 350 лет», брелоки, магниты. Народные мастера пошли дальше – теперь подарок к 350-летию можно купить и с японской надписью. «Мы сотрудничаем с российско-японским центром, – говорит Пётр Богданов. – Японцам приятно привезти берестяной сувенир, где надпись на русском и японском. Вот мы и научились
иероглифам». Ещё 7 лет назад найти сувенир в Иркутске было проблемой. Сейчас завалено всё. И в этой ситуации перед производителями неожиданно встал вопрос: а что делать, если на прилавке лежат 25 нерп? Выживет тот, кто заставит купить свою нерпочку, а не конкурента.
Александр в шпиле
Директор компании «АКС» Игорь Додонов говорит, что не гонится за госзаказами, поскольку давно поставил себе цель – делать оригинальные сувениры. И этим брать покупателя. Он утверждает, что «почти все лучшие дизайнеры города» сотрудничают с его конторой. К 350-летию города «АКС» сделал стелу-кристалл, изображающую ушедший в прошлое шпиль на бульваре Гагарина. Шпиль прозрачный, а внутри методом объёмной графики выгравирована фигурка Александра III. «Мы соединили два в одном и назвали сувенир «Объединяя поколения, создаём будущее». Из сотни «шпилей» уже осталось меньше половины – остальные проданы. Причём магазины не стесняются – наценка на шпиль при себестоимости в 3,8 тысячи – почти в два раза.
На сувенирном рынке страсти кипят шекспировские. В коробке на столе у Игоря Додонова лежит предмет его гордости и обиды – статуэтка – копия памятника первооткрывателям Сибири. «Мы просто сделали с памятника уменьшенную копию, поэтому как бы идея была на поверхности, но, тем не менее, всё равно это сделали мы, – говорит Игорь Додонов. – Но у нас её уже своровали». Конкурента по понятным причинам не называет. «Он знает, на какой фабрике я заказываю, ему не составило никакого труда сказать: «Сделайте мне такой же, только в бронзе и меньше масштабом», – рассказывает Игорь. – Ну да ладно, Бог им судья». Он говорит, что сейчас примерно половина его дохода – это продажи в розницу сувениров, половина – крупные заказы. Последняя «фишка» – своя монетка. Компания «АКС» выпустила монету номиналом «один бабр», похожую на традиционный рубль, с авторским дизайном художника-ювелира Александра Белобородова. На аверсе монеты – надпись «один бабр», кедровая ветка и год – 2011. На реверсе – мифический иркутский зверёк в старом его исполнении и надпись «350 лет. Иркутск». Игорь признаётся: официальный, утверждённый мэрией знак юбилея на душу дизайнерам «АКС» как-то не лёг. «Там полоски какие-то, ничего не понять», – смеются его дизайнеры. Монеты будут выпущены из серебра, меди и серебра с позолотой. Цена медной монетки – 450 рублей, с позолотой – 2,6 тысячи. «Если мэрия или обладминистрация закажет – мы сделаем», – говорит Игорь Додонов. Сувенир, вероятнее всего, станет раритетом. Выпуск – не более 150 монет, а после праздника, смысла нет товар предлагать.
Прокачанный бабр
«Футболочку, девушки, с бабрусиком покупаем», – манила нас бойкая женщина из палатки. Майки к 350-летию, пожалуй, самый ходовой товар. Штамповать удобно, дёшево. В соседней Бурятии к юбилею присоединения республики к России на горожан наденут больше тысячи бумажных национальных шапочек. Иркутянам «прописали» футболки.
В начале августа мэрия Иркутска уже разместила соответствующий госзаказ. Майки только мужские, 42–52 размеров. Мужчину в женский размер не впихнёшь, а женщину в мужской – пожалуйста, разумно рассудили в мэрии. Праздничные одеяния из чистого хлопка белого, жёлтого, голубого, оранжевого цвета выпустят общим количеством 890 штук. Победителем стало ООО «Бизнес-ОриентИр», сумма контракта – 134,8 тыс. рублей. «Мы их ещё печатаем, – сообщили в «Бизнес-ОриентИре». – А логотип на них будет утверждённый, праздничный». В компании признаются: основной объём праздничной продукции приходится на госзаказ, свои футболки с бабрами и цифрами «Бизнес-ОриентИр» печатает, но небольшим тиражом. Зато мы сможем увидеть на чьей-нибудь груди что-то более оригинальное, чем логотип праздника, – «бабра – сибирского тигра» и нерпу-сноубордиста.
«Два года уже торгуем праздничными майками, хорошо берут», – говорит представитель Иркутской трикотажной фабрики имени 350-летия Иркутска Наталья. Весной фабрика и управление по физической культуре, спорту и молодёжной политике мэрии провели даже конкурс на лучшую футболку к празднику. В итоге из 50 работ были выбраны три футболки – Владимира Дейкуна, Андрея Шацкого и Эдуарда Ухалова. Победил «мозаичный» бабр, который, кстати, стал и лидером симпатий интернет-пользователей. Три работы вошли в праздничную коллекцию фабрики, где уже не менее 50 футболок. Есть и деревянный Иркутск, и футболка, украшенная старыми открытками, и ностальгическая майка «На шпиле». И даже «Дом Европа» (видимо, имелся в виду «Дом Европы»).
В общем, если задаться целью, сувенир по душе можно найти. Не нравятся чужие нерпы – сделайте свою. Московский интернет-магазин Printdirect даёт возможность за пять минут «присобачить» к майке любую картинку. Не хотите? Есть готовая продукция – майка Babrland Irkutsk с портретом бабра-качка. Кто не хочет бабра, есть в коллекции милая «боевая нерпа» с битой. А вот купить себе что-нибудь на память в Иркутске можно будет ещё полмесяца: после 14 сентября сувенирные палатки с улиц города, скорее всего, исчезнут.