Шанс на свободу
Осуждённые получили дополнительные стимулы к освобождению
В уголовно-исполнительной системе стремительными темпами идёт реформа. Одно из основных направлений – снижение численности сидельцев. На это направлены изменения в УК, позволившие судам не лишать свободы виновных в некоторых экономических преступлениях и за совершение нетяжких уголовных деяний наказывать исправительными работами.
Заинтересовать осуждённых в том, чтобы не засиживаться за решёткой, призвано ещё одно новшество – так называемый социальный лифт. Это реальный шанс раньше уйти на свободу для тех, кто не собирается делать карьеру в криминальной среде. Изменение режима, облегчение условий содержания, смена обычной колонии на колонию-поселение, отпуск с выездом домой, условно-досрочное освобождение – получение всех этих радостей теперь зависит и от самого осуждённого, а не только от людей в погонах, как раньше.
До недавнего времени для администрации зоны главным было, чтобы осуждённый не числился в «отрицаловке», не считал штрафной изолятор и порезанные вены целью своего пребывания в колонии. Всё остальное население зоны автоматически получало свидания с родственниками в кафе, могло посещать бассейны, кататься на коньках, играть в футбол, отдыхать у экранов телевизоров в зимних садах колоний. И, конечно, уходить на условно-досрочное освобождение (УДО), если не было нарушений режима. Это касалось и тех, кто в колонии бездельничал и считал дни, чтобы выйти за ворота и взяться за старое, и тех, кто искренне раскаялся в содеянном, старался работать и гасить иски потерпевшим. Именно для разделения этих двух категорий осуждённых, для мотивации сидельцев и вводятся социальные лифты. А иначе зачем стараться, если и так всё у всех одинаково?
Федеральная служба наказания обязала сотрудников внимательней присматриваться к положительно настроенной части спецконтингента. Именно эта часть осуждённых должна получать в первую очередь доступ к бытовым благам в условиях лишения свободы и к такому гуманному институту, как УДО. А решать, кто именно из жителей зоны получит место в «лифте», везущем его к свободе быстрее и в более комфортных условиях, будет специальная аттестационная комиссия. В неё войдут правозащитники, священники, члены общественных организаций, визитёры – словом, люди без предвзятого отношения, которые смогут оценить благие усилия заключённого. Но пока нужно дать стимул осуждённому быть хорошим.
Надо сказать, осуждённые сегодня ещё скептически относятся к продекларированным тюремщиками намерениям и к начавшейся работе аттестационных комиссий в учреждениях Иркутской области не проявляют большого интереса. Между тем за семь месяцев нынешнего года благодаря социальному лифту 3379 осуждённых, которых сочли положительно настроенными, уже улучшили себе жизнь. 95 человек съездили в отпуск домой, 747 переведены в колонии-поселения, для 26 осуждённых неотбытая часть наказания заменена исправительными работами, 41 сиделец с особого режима ушёл на строгий, менее суровый, 2470 заключённых улучшили условия отбывания наказания, а 2535 освобождены условно-досрочно. Кстати, суды при решении вопроса о предоставлении УДО теперь будут знакомиться с ходатайством аттестационных комиссий. Заслужившие такое ходатайство скорее получат положительное решение, чем те, кто будет руководствоваться только статьёй Уголовно-исполнительного кодекса. Ведь УИК обещает условно-досрочное освобождение после отбытия определённого срока всем, но конкретно судьбу каждого определяет суд.
К 2020 году, когда реформа уголовно-исполнительной системы должна завершиться, в тюрьмах останутся только закоренелые преступники, которым никакие социальные лифты уже не помогут. Различные фильтры должны к этому времени отсеять преступников по убеждению от преступников по обстоятельствам, в зависимости от этого им будут предложены различные виды наказания, а не только тюрьма. Так, во всяком случае, действует пенитенциарная система в большинстве стран мира.