Ключи от тайн родного края
Музей подобен университету, считает Людмила Колесник
Областному краеведческому музею Иркутска в прошлом году исполнилось 229 лет. 35 лет посвятила служению ему Людмила Михайловна Колесник. В 1975 году она пришла работать научным сотрудником в отдел природы, через два года стала заведующей отделом, а в 1991-м – директором.
В ту пору музей был объединённым, в его структуру входила большая часть музеев области, включая «Тальцы» и музей-усадьбу декабристов. Людмила Михайловна говорит, что ни в коем случае не хотела возглавлять этот колосс, но её уговорили, пообещав, что назначение будет временным. Прошло обещанных полгода, новой кандидатуры не нашлось, и «временная» Колесник вот уже 20 лет несёт ношу руководителя краеведческого музея. По сути, в её трудовой книжке одна запись. Но было в судьбе Колесник множество не путей – перепутий, приведших её к этой должности.
В конце 60-х годов молодые люди были охвачены духом романтики, искренним стремлением ускорить строительство коммунизма. Многие ехали в Сибирь перекрывать реки, возводить дороги, новые города. В средней школе города Новочеркасска Ростовской области почти все выпускники собрались ехать в Сибирь, но большинство ребят не отпустили родители, только Людмила Шеликова и её подруга оказались в Иркутске, сразу поступив в финансово-экономический институт. Освоение знаний по бухгалтерскому учёту девушке, успевшей в девятнадцать лет выйти замуж, не нравилось – она поступила в государственный университет на географическое отделение, которое было близко ей по духу, соответствовало юношеской мечте. Сначала училась на дневном отделении, потом на вечернем и заочно. Приходилось работать уборщиком помещений, нянечкой и воспитательницей в детском саду, чтобы её родившаяся дочка была рядом с мамой.
Окончив университет, Людмила как-то зашла в отдел природы, спросила, не нужны ли сотрудники. Поступок этот был дерзким: кто же без протекции приходит устраиваться на работу в музей? На удивление, нашлась вакансия, и её взяли на должность научного сотрудника. Трудно передать счастье, какое испытала она в тот момент. Колесник приблизилась к предметам, книгам, картам, которые держали в руках великие путешественники, учёные – исследователи Сибири.
Как у каждого научного сотрудника краеведческого музея, у неё было много командировок по области. В экспедициях она занималась природоохранной деятельностью, экологией, собирала различные экспонаты, с коллегами вела раскопки. Краеведение – многогранная область знаний, и каждый научный сотрудник обязан знать все её разделы.
Она полюбила отдел природы, в должности заведующей старалась разнообразить его деятельность, сделать значимыми выставки, которые должны быть одинаково интересны как детям, так и взрослым. Надо заметить, в 70-е годы в музее было до ста тысяч посетителей: горожане, гости из области, других городов и стран стремились познакомиться с географией, флорой и фауной места, в котором живут или куда приехали в гости. По сути, в те годы был настоящий музейный бум.
Директором краеведческого музея Колесник стала в начале 90-х годов – времени, отмеченного невыплатами зарплат, отсутствием денег на любые начинания. Вся страна перестала строить, созидать, а её граждане сосредоточились на выживании. Предоставим слово Людмиле Михайловне, которая взвалила на свои женские плечи всю тяготу руководства огромным и непростым музейным хозяйством:
– Я не люблю слово «выживать». Мы жили. Тяжело, трудно, но жили! Действительно, денег не было. Я пошла в Госкомимущества (все наши здания – памятники архитектуры, принадлежат государству) и попросила разрешение на сдачу в аренду нашего отдела природы. Получив разрешение, на деньги арендаторов начали строить его экспозицию, которая давно нуждалась в обновлении, выдавали заработную плату сотрудникам. Так продолжалось около четырёх лет. Музей мы не закрывали, на втором этаже организовывали выставки, привлекали наших коллекционеров к тому, чтобы они на широкое обозрение выставляли свои уникальные коллекции насекомых, гербарии, собрания минералов. Одним словом, работали, обретая способности нового мышления, соответствующие преобразованиям государства.
Именно тогда было придумано множество выставок, на которых впервые можно было на экспонаты не только смотреть, но и трогать их руками, примерять одежду или головные уборы на себя, фотографироваться в старинных нарядах. Музей расширял свои границы, становился местом, где можно и благоговейно дышать, и смеяться, и громко обмениваться впечатлениями.
Директор не любит музейной тишины, она считает музей подобным университету, где бывает и тихо, и шумно, но главное – интересно. Свой музей она считает главным культурным центром города, его визитной карточкой, местом, знакомящим посетителей с природой, историей, промышленными, сельскохозяйственными, культурными достижениями нашего края. Сколько сил было положено, чтобы он стал именно таким!
Последнее время Колесник славится своими строительными достижениями. Как ей это удаётся? Людмила Михайловна продолжает рассказывать:
– Признаться, когда начала работать в должности директора, десять лет не уходила в отпуск. Сначала строили новую экспозицию в отделе природы, потом постепенно начали отвоёвывать всё здание по адресу: улица Карла Маркса, 13. В 2005 году открыли выставочный зал «Музейная студия», построили помещения для администрации, но главное – для фондов, которые были разбросаны чуть ли не по всему городу. Сегодня это современное, технически оборудованное помещение, которое не стыдно и гостям города показать. Для каждой вещи есть своё место, каждая содержится под присмотром её хранителей.
В 130-м квартале, строительство которого завершается, нам отведено несколько зданий, в которых будут размещаться экспозиции музея. Иркутянам и гостям нашего города мы постараемся показать, как развивался Иркутск, какое значение имел для всей России в целом. Если Пётр I Санкт-Петербургом «прорубил окно в Европу», то Иркутск стал тем форпостом, который открыл ей пути на восток, стал вехой «великой чайной дороги». Учёные, географы, торговый люд, устремлявшиеся в Китай, Монголию, Японию, другие восточные страны, останавливались в нашем городе, здесь формировались экспедиции, отсюда прокладывались маршруты дальнейших путешествий.
Совершая прогулки по деревянному городу, а по сути по истории Иркутска, люди могут узнать много нового и интересного в наших выставочных залах, которые мы оборудуем новейшей техникой, установим голографические экраны, снабдим компьютерным обеспечением. Для всех начинаний областным правительством выделены деньги, остаётся только их разумно использовать. К счастью, экспонатов у нас достаточно, чтобы сделать новые выставочные залы познавательными и интересными.
С особым трепетом, – продолжает Людмила Михайловна, – я отношусь к зданию исторического отдела, расположенному на берегу Ангары, неподалёку от памятника царю Александру III. Это величественное строение после пожара 1879 года было возведено на средства горожан, оно возникло, когда в Иркутске не было ни университетов, ни институтов. По сути, это первое здание, которое превратило Иркутск в город, «не уступающий европейским», как говорил Антон Павлович Чехов. Писатель был в нашем музее, как и Александр Васильевич Колчак, как многие другие великие люди России.
Помещение отдела истории, построенное в мавританском стиле, несмотря на то что мы постоянно проводим ремонты, нуждается в реконструкции. Замена кровли, ремонт фасадов – это инъекционные вливания, необходима капитальная починка. Стыдно говорить, но в нашем музее, в который приходят вип-гости, иностранцы, просто горожане, нет туалета. Мне часто говорят: неприлично делать из этого проблему, но почему-то японцы первым делом показывают гостям туалеты, похожие на залы дворцов. Хотелось бы перед тем, как уйти на заслуженный отдых, завершить дела, которым отданы не только энергия и сила, но и большая часть души.
Людмила Михайловна Колесник – заслуженный работник культуры, награждена грамотами нескольких губернаторов нашей области, победитель конкурса «Женщина-директор 2000 года», по своей сути женщина-созидатель. За последнее десятилетие в музее ею была активизирована научно-исследовательская деятельность по актуальным темам истории и современности Прибайкалья, собирательная работа. В музейные фонды поступило более пятидесяти тысяч предметов, среди которых наиболее ценными стали коллекции по буддизму, старообрядничеству, российские и зарубежные ордена XIX – первой половины ХХ века, этнографические коллекции по коренным народам Прибайкалья – бурятам и тофам.
Не будучи от рождения иркутянкой, для Иркутска Людмила Михайловна сделала столько, что и десятки наших землячек не смогут. Колесник и сегодня живёт так, будто продолжается строительство коммунизма, а по сути, строим-то мы капитализм. Но что бы ни созидалось, главное в этом процессе – всё то, что должно оставаться людям.