Костёр в подполье
Череп и серый носок, снятый с обгоревшего трупа, хранились до суда на складе вещдоков Следственного отдела по Братскому району регионального управления СК России. Это всё, что осталось от пенсионера К., который жил в селе Ключи-Булак и готовился вскоре отметить своё 70-летие. За разбойное нападение на ветерана труда и его убийство, совершённое с особой жестокостью группой лиц по предварительному сговору (п. «д», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 и п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ) перед Иркутским областным судом предстали двое односельчан жертвы – Игорь Тютюников и Владимир Марков.
20-летние парни пришли к пожилому человеку домой около полуночи. Им нужны были деньги, они рассчитывали, что сосед получил пенсию. Но, видимо, просчитались: обыскав дом, разбойники нашли у старика, который сам открыл дверь незваным гостям, только 280 рублей. Пока преступники собирали вещи, годные, по их мнению, для продажи, потерпевший со сломанными рёбрами и разбитой головой лежал в комнате на полу. Красть у пожилого человека было особенно нечего: воры сложили в пакет пару спортивных штанов и свитеров, жилетку да ботинки, напялили на себя его куртку и шапку. Хозяина решили убить. Скинули его в подполье, сверху набросали вещей, которые хорошо горят: стул, деревянный ящик, матрац, разное тряпьё. Раненый находился в сознании, стонал, когда убийцы подожгли его и закрыли крышку погреба. Уходя, прихватили с собой старенький телевизор. Это была самая дорогая из украденных вещей: она стоила 1400 рублей.
Только к обеду следующего дня прохожие заметили, что из дома К. валит дым. Огонь так и не разгорелся. Пожарные вошли в помещение и в подполье обнаружили тлеющий труп. Судмедэксперты установили, что смерть пенсионера наступила от удушения угарным газом.
На следствии Тютюников и Марков признались, что заранее договорились убить пожилого односельчанина после того, как он под пытками скажет им, где хранит пенсию. Деньги приятелям были нужны, чтобы купить водку. В тот день они отмечали радостное событие: Марков отправил сожительницу в роддом и готовился стать отцом.
Видимо, это обстоятельство и побудило его друга изменить на суде показания и взять вину в убийстве на себя, заявив, что новоявленный папаша стоял в сторонке, пока сам он разбирался с потерпевшим. Но суд не оценил благородства Тютюникова. Виновными в жестоком убийстве, сопряжённом с разбойным нападением, были признаны оба подельника. Уже из тюрьмы молодой отец несколько раз звонил подруге: умолял простить за то, что растить сына ей придётся без его помощи.
Как сочетаются эти проявления человеческих чувств с исключительной жестокостью, которую показали преступники, заживо спалив пожилого человека? Судмедэксперты признали подсудимых вменяемыми. Ни один из них, как выяснилось, не страдал психическим заболеванием. Правда, Тютюников обнаружил признаки эмоциональной неустойчивости, а Марков – лёгкой умственной отсталости. Но эти очень распространённые расстройства личности не требуют вмешательства медиков.
Почему же вменяемые люди, способные осознавать свои поступки, совершают насилие? По мнению психолога Юлии Юрьевой, много лет прослужившей в пенитенциарной системе, к насилию склонны, как правило, интеллектуально ограниченные, остановившиеся в развитии люди. Именно степень развития интеллекта отличает ребёнка, решающего свои проблемы преимущественно с помощью драки, от взрослого, умеющего находить разумные выходы из самых сложных ситуаций. Кстати, и от животного человек тоже отличается интеллектом. С точки зрения психолога, нет ничего удивительного в том, что асоциальные типы способны вести себя как животные: подчинять слабых, применяя грубую силу, не контролировать свои эмоции. Тем более жестокие преступления совершаются обычно в состоянии алкогольного опьянения, которое усиливает агрессию и снижает самоконтроль.
Иркутский областной суд приговорил Игоря Тютюникова и Владимира Маркова соответственно к 16 и 15 годам строгого режима и ограничению свободы сроком на два года после возвращения из колонии. На суде они признали себя виновными и раскаялись, что было учтено при назначении наказания.