Из древности – в современность
На берегу Байкала прошёл фестиваль «Перворыба»
Международный фестиваль современного искусства «Перворыба», организованный при поддержке комитета по культуре администрации Иркутска, по форме был пилотным. Делегацию, состоящую из художников Александры Мартыновой, Владимира Иванова, Сергея Белова, студийцев артстудии «Оранж», возглавлял автор проекта, кандидат филологических наук, председатель совета некоммерческого партнёрства «Франция – Сибирь» Александр Фофин.
Концепция фестиваля заключается в пропаганде современного искусства, которое многообразно и выразительно в любых формах его проявления. На эту идею Фофина вдохновила Первая рыба, положившая начало всем млекопитающим Земли. Рыба и вода, как символы, метафоры, поэтическое отражение жизни, известны всему человечеству, поэтому байкальский фестиваль должен найти отклик у художников. «К сожалению, у нас в Иркутске, – говорит Александр, – отношение к современному искусству прохладное, многие не знают, что это такое; в высших учебных заведениях, специализирующихся на искусстве, нет достаточного внимания к его преподаванию. Цели и задачи фестиваля грандиозны, но возможности пока скромны. Хотелось, чтобы он был ежегодным, чтобы на нём проходил обмен мнениями, тенденциями, проводились мастер-классы, чтобы в работе фестиваля принимали участие художники не только Иркутска, но и всей России, мастера из городов-побратимов Иркутска».
Это планы на будущее, а пока участники «Перворыбы» пробовали воплотить доступные формы современного искусства на берегу Байкала, в районе Маломорской рыболовецкой станции. Среди валунов, похожих на хребты динозавров, из небольших камней художники выложили Первую рыбу в том виде, в каком они её представляют. Получилась она с большим туловищем, головой, плавниками и хвостом. К прародительнице «всяк сущего на Земле» прибавились другие каменные рыбёшки, которые напомнили стаю, устремляющуюся с гор к Байкалу. А называлась эта акция Lend-аrt.
Следующим творческим устремлением художников стала раскраска старенького корабля, уткнувшегося носом в берег. Сначала придумали концепцию общего изображения, затем приступили к делу. В воду мастера зашли кто по колено, а кто и по пояс. Увлечённые росписью, они не чувствовали ни холода, ни усталости. Центровыми были фигуры мужчины и женщины, головами которых стали иллюминаторы корабля. Эти образы казались похожими не то на инопланетян, не то на людей исчезнувшей Атлантиды. Вокруг них начали кружить появляющиеся из-под кистей художников водоросли и рыбы, очень разные – нарядные и скромные, большие и маленькие. Отдыхающие на пляже с любопытством смотрели на работу фестивальщиков, восхищаясь панорамным рисунком, превратившим неказистый заброшенный кораблик в произведение искусства.
На острове Ольхон основной задачей фестиваля стала организация и открытие выставки картин ребят из средней школы Хужира и учеников областной коррекционной школы № 1 Иркутска. Когда выставка открылась, её работы поразили фантазией, тем воображением, с каким ребята акварелью сочиняли образы своих рыб. Каких водоплавающих здесь только не было: яркие и скромные в раскраске, пёстрые и однотонные, похожие на человечков и выполненные в традиционной форме…
Рисунки детей с ограниченными возможностями ничем не отличались от работ здоровых ребят, а картина Тахмины Зайцевой была признана одной из лучших. Рисовали дети под руководством педагога-воспитателя Тамары Макоевой, которая и представила их картины на Ольхоне.
Художники с большим интересом знакомились на острове с бурятским фольклором, национальными обычаями, плясали вместе с участниками ансамбля зажигательный ёхор. И становились понятны истоки современного искусства, уходящие в традиции того или иного народа, связанные с ними корневой системой, а может быть, Первой рыбой, которая жила в Байкале. Во всяком случае, гипотеза такая есть.